Для продажи ювелирных изделий разработали новые правила
Покупать ювелирные украшения можно только по паспорту в специализированном магазине. Депутаты намерены ввести порог цены изделия, начиная от которого следует требовать паспорт для идентификации покупателей. Ювелиры опасаются, что ужесточение требований приведет к росту цен и уходу ювелирного рынка в тень.
В первый день работы Национального платежного форума России директор департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Сергей Барсуков заявил о необходимости принять новые поправки в так называемый «антиотмывочный» Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ, об изменении порядка продажи ювелирных изделий. Идея Минфина заключается в том, что необходимо ввести потолок цены ювелирных изделий, при превышении которой должна производиться обязательная идентификация покупателя. Такой законопроект уже одобрен Госдумой в первом чтении, и в нем фигурирует порог на цену одного изделия в 15 тысяч рублей при оплате наличными и 100 тысяч рублей при оплате банковской картой. В ходе обсуждения законопроекта порог был увеличен до 40 тысяч рублей. Именно в таком виде инициативу поддержали на заседании Комитета Госдумы по финансовым рынкам. Чиновники ожидают, что вносимые поправки, помимо прочего будут стимулировать развитие безналичных платежей при совершении розничных покупок. Однако сами ювелиры такими нововведениями недовольны. Ведь новые правила продажи ювелирных изделий, утвержденные целым рядом постановлений Правительства РФ, внесенными изменениями в постановление Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 и Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" вступили в силу 30 октября 2015 года. Новый порядок продажи ювелирных изделий, в частности, предусматривает:
- Запрет на продажу ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах.
- Осуществление продажи ювелирных изделий только в специальных торговых точках с идентификацией покупателя по паспорту.
- Нераспространение на ювелирные изделия прав покупателя на обмен купленного товара в течение 14 дней на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветок или комплектации.
- Продажу ювелирных изделий из серебра отечественного производства, массой до 3 граммов включительно (без учета вставок) можно осуществлять без оттиска государственного пробирного клейма.
- Указание на ярлыке изделия при использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, сведений о том, что данный камень не является драгоценным.
- Право покупателя при покупке ювелирного изделия без ярлыка, потребовать произвести взвешивание изделия в его присутствии.
Ювелиры уверены, что такие требования являются избыточными и даже нарушают права покупателей.
Ювелирные изделия – это единственный товар народного потребления, приобретение которых попадает под действие законодательства. При покупке ювелирного изделия теперь нужно будет предъявлять паспорт для идентификации. В связи с этим существуют опасения, что, во-первых, не все покупатели захотят сообщать продавцу свои паспортные данные, что может привести к уменьшению спроса на ювелирные изделия. Во-вторых, возникает опасность сговора о продаже изделий без кассового и товарного чека, вследствие чего часть оборота может уйти в тень. В-третьих, неизбежен рост цен на товары, так как дополнительные издержки магазинов, соблюдающих установленные нормы, станут закладываться в стоимость продукции.
Установление порога цены ювелирного изделия, до достижения которого его можно продавать без проверки паспорта, некоторым образом, нивелирует эту проблему. Ведь новые правила продажи ювелирных изделий были связаны с подписанием Россией международного соглашения о соблюдении необходимых мер контроля за движением определенных товаров и денежных средств, включая ювелирные изделия. При этом, в международных соглашениях предусмотрена идентификация покупателя в том случае, если сумма сделки при наличном расчете превышает $15 тысяч за одно ювелирное изделие. Поэтому с суммой в 15 тысяч рублей российские законодатели явно перестарались.