Алена
385

Утверждены правила мониторинга госзакупок

Премьер-министр РФ окончательно утвердил правила мониторинга закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Вся ответственность за проведение наблюдения и последующий анализ собранной информации возложена на Министерство экономического развития.

Дмитрий Медведев подписал постановление, предусматривающее правила осуществления мониторинга госзакупок, а также требования к сводному аналитическому отчёту, готовящемуся по его результатам. Настоящее постановление вступает в силу с 1

января 2017 года.

Согласно утвержденному документу, наблюдать за ситуацией в сфере госзакупок будет Министерство экономического развития РФ, за которым закреплена обязанность по регулированию данной сферы. Сам мониторинг планируется осуществлять исходя из открытых данных, поступающих в единую информационную систему в сфере закупок и непосредственно от федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, чиновники обязуются собирать и обобщать сведения из судебных решений и судебных актов, касающихся вопросов осуществления закупок, а также из обращений и писем предпринимателей, физических лиц, общественных объединений.

Всю полученную информацию в Минэкономразвития проанализируют, а затем оценят полноценность законодательной базы, эффективность и обоснованность проведенных закупок. Соответствующие отчеты будут появляться ежеквартально в единой информационной системе в сфере закупок.

По итогам календарного года ведомство обязано представить сводный аналитический отчет, подготовленный по результатам мониторинга госзакупок. В правительстве его ждут до 30 апреля года, следующего за отчетным, а в самом документе хотят увидеть анализ сложившейся ситуации, выявленные проблемы и недостатки системы госзакупок, предложения об усовершенствовании законодательства или политики регулирования в этой сфере.

Отметим, что общие положения о мониторинге госзакупок прописаны в законе № 44-ФЗ. Они, как и правительственное постановление, вступают в силу с 1 января 2017 года.

Однако в Министерстве экономического развития эффективность системы госзакупок, а также совершенство законодательства в этой сфере анализируют уже сегодня. По результатам мониторинга применения закона о госзакупках за три квартала 2015 года, ведомство выявило несколько проблем: рост количества закупок у единственного поставщика, увеличение числа случаев расторжения контрактов в одностороннем порядке, значительное расширение реестра недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта. Теперь правительственные экономисты изучают возможности и предлагают новые методы дополнительного регулирования этой сферы.

К началу октября разработано уже пять законопроектов, направленных на упрощение доступа предпринимателей к госзакупкам, снижение необоснованных временных, финансовых, административных и иных издержек участников и заказчиков, а также в целом на оптимизацию процедуры осуществления закупок. Все они – на стадии согласования в Правительстве и Госдуме. Но в министерстве отмечают: чтобы контрактная система в сфере закупок стала эффективной, удобной и выгодной и для государства, и для бизнеса, нужно время.

Алена