Юлия
385

Банки ужесточили условия работы с бизнесом по приказу ЦБ

Усиление внутреннего контроля в кредитных организациях, по требованию Центробанка РФ, привело к многочисленным отказам в открытии расчетных счетов для организаций. Банки опасаются попасть под санкции финансового регулятора и готовы жертвовать клиентами.

Тренировка банков самостоятельно реагировать на признаки обналичивания, которую в последнее время декларирует Банк России, приводит к многочисленным отказам в открытии расчетного счета для организаций. Банкиры уверены, что таким образом у них получится обезопасить себя от притока фирм-однодневок, которые изначально нацелены на проведение сомнительных операций, связанных с отмыванием доходов и обналичиванием денег.

Директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ Юрий Полупанов рассказал, что финансовый регулятор встречает понимание со стороны кредитных организаций в отношении ужесточения требований к внутреннему контролю и отсеву нежелательных клиентов.

[C=1262]

Особенно преуспели в мониторинге нежелательных клиентов крупные банки с государственным участием. Хотя такие кредитные организации имеют иммунитет от Центробанка, они все равно не заинтересованы в том, чтобы на их репутации появлялись лишние пятна. Так, только в III квартале 2015 года банк «ВТБ 24» отказал в открытии расчетного счета примерно 4 тысячам организаций. Однако, по мнению банкиров это было полностью оправдано.

[C=1263]

Тем не менее, на общих показателях банка эти отказы отразились не сильно. В связи с резким сокращением числа банков, благодаря "чистке" ЦБ РФ, появилось множество "безхозных" клиентов и все они, в первую очередь, хотят работать с крупными и надежными банками. По статистике «ВТБ 24», в III квартале 2015 года банк открыл 29 тысяч расчетных счетов, а это значит, что отказ в открытии счета получил только каждый пятый клиент банка. В настоящий момент у банка насчитывается примерно 236 тысяч активных бизнес-клиентов. Другие банки имеют похожую статистику соотношения открытых расчетных счетов и отказов в процентном выражении.

Примечательно, что банки не только увеличили число отказов, но и стали самостоятельно закрывать расчетные счета неблагонадежных клиентов. У некоторых банков такой показатель достигает больше тысячи в месяц. По некоторым данным, Альфа-банк за два месяца закрыл несколько тысяч счетов небольших компаний, имевших признаки "отмывщиков". Банкиры отмечают, что схемы отмывания денег усложняются. Однако Центробанк их оперативно отслеживает и принимает необходимые нормативные акты. Так, недавно было принято Указание Банка России от 01.09.2015 N 3768-У "О внесении изменений в пункты 1.2 и 1.4 Положения Банка России от 28 сентября 2012 года N 387-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска", которое уточнило порядок определения рыночного риска для банков.

Самим банкам приходится все равно прорабатывать собственные алгоритмы защиты от неблагонадежных клиентов. При этом, негативные последствия таких жестких мер могут коснуться как потенциальных клиентов банка, так и самой кредитной организации. Статистики необоснованных отказов в открытии расчетных счетов банкиры, конечно же, не ведут. Однако жалуются, что клиенты мстят им за отказы в сотрудничестве. Так, клиенты Альфа-банка регулярно получают рассылки о якобы близящемся банкротстве своего банка. Банк ищет способы локализовать эту информационную войну, но пока особых успехов на этом поприще у него нет. Финансовый регулятор в такие взаимоотношения своих подопечных предпочитает не вмешиваться, хотя очевидно, что информационные атаки, наносящие ущерб репутации банка прямо связаны с его политикой.

Куда заведет банкиров такое ужесточение правил работы с клиентами, пока остается неясным. Вполне возможно, что такая политика реально позволит им не брать на себя балласт фирм-однодневок, которые, по сути, и привели все банки-аутсайдеры к известному концу. Но вот как при этом быть добропорядочным организациям, которым на этой волне отказали в обслуживании, не берется подсказать ни один банкир.

Юлия