Алена
440

820 миллиардов рублей потратят до 2030 года на малый и средний бизнес

Работа над стратегией развития малых и средних предприятий завершена, и документ утвержден Правительством РФ. Все ли в нем продумали разработчики из Минэкономразвития России, и будут ли эффективны запланированные мероприятия, аналитики оценивают по-разному.

Правительство РФ утвердило Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Сообщение об этом опубликовано

 на официальном сайте кабмина. Документ

   был разработан Минэкономразвития и представляет собой стратегический план по развитию малых и средних предприятий (МСП), в котором заложены как программы и документы, так и конкретные мероприятия, направленные на развитие этой категории бизнеса.

Чиновники убеждены, что благодаря им через 15 лет в стране в несколько раз увеличится оборот малых и средних предприятий (МСП) и повысится их производительность труда по сравнению с 2014 годом, а также вырастет доля граждан, занятых в небольших компаниях. Сегодня в РФ к малым и средним предприятиям относится 5,6 миллиона хозяйствующих субъектов, то есть порядка 95 % всех коммерческих предприятий по стране. На них трудится 18 миллионов граждан, которые обеспечивают от одной пятой до одной трети ВВП в зависимости от региона. При этом малый бизнес в основном занят торговлей и оказанием услуг населению, а средний - представлен в сферах с более высокой добавленной стоимостью, например, обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

Первым этапом внедрения стратегии станет специальная «дорожная карта» до 2017 года. Ее Минэкономразвития должно представить в трехмесячный срок после утверждения самой стратегии. Ожидается, что в ней появятся мероприятия по поддержке как «массовых», так и «высокотехнологичных» предприятий. Среди них - стимулирование спроса на продукцию МСП, совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей, повышение качества госрегулирования в сфере МСП, расширение доступа к финансовым ресурсам.

Всего запланировано три этапа реализации стратегии:

  1. На первом (2016-2018 гг.) – планируется максимально сократить административные барьеры в развитии сферы МСП и усовершенствовать условия ведения бизнеса, в том числе, за счет новых инструментов и мер господдержки. 

  2. С 2019 по 2025 гг. чиновники готовы работать над развитием новых рыночных ниш.

  3. 2025-2030 годы авторы документа хотят посвятить «обеспечению лидерства в отдельных сферах деятельности малых и средних предприятий на мировом уровне».

Этими и другими мероприятиями, по задумке министерства, должна руководить Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, а общая стоимость самой стратегии – порядка 820 миллиардов рублей. Из этой суммы 100 миллиардов может пойти на докапитализацию Корпорации, 145 – на увеличение капитала МСП-банка. Само Минэкономразвития просит на продолжение своих действующих программ поддержки ежегодно по 23 миллиарда рублей, Минсельхозу требуется по 8 миллиардов рублей в год, а Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – по 7 миллиардов.  Как сказано в сообщении Правительства РФ:

Реализация Стратегии к 2030 году позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%), оборот малых и средних предприятий – в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе – в два раза, долю обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учёта индивидуальных предпринимателей) – до 20% и долю количества занятых в этой сфере в общей численности занятого населения – до 35%.

Однако у некоторых экспертов возникают сомнения, что даже таких больших денег хватит на реализацию целей, поставленных в Стратегии. По словам

независимого аналитика Дмитрия Адамидова, сказанным на завершающем этапе разработки документа в 2015 году, в Министерстве экономики вернулись к идее создания специального «штаба» по координации всех запланированных мероприятий, а он, возможно, потратит средства на содержание своего штата, а не поддержку малых бизнесменов. Кроме того, эксперт напоминает, что главное – это не сколько потратить, а на что.

[C= 1227]

С ним соглашались и в Торгово-промышленной палате, где предлагают

не только отдавать заказы МСП, но и ограничить право МУПов создавать предприятия в определенных конкурентных сферах экономической деятельности, например, бытовом обслуживании, общественном питании, вывозе мусора. Если передать эти сферы малым и средним компаниям, доля их участия в экономике, несомненно, повысится. Кроме того, в ТПП считают, что государство должно работать над созданием благоприятного инвестиционного климата, снижением налоговой нагрузки (в 2015 г. величина некодифицированных платежей достигла 1% от ВВП), формированием позитивного образа предпринимателя со школьной скамьи.

Очевидно, что инициатив по совершенствованию стратегии развития МСП до 2030 года предостаточно. А насколько эффективным и интересным для предпринимателей будет этот документ, станет ясно в процессе его исполнения.

Алена