Организации могут получить право страхования своих банковских вкладов
За введение страхования вкладов в банках для организаций выступили участники Краснодарского отделения движения «Опоры России», бизнес-омбудсмен Борис Титов и представители Банка России. Главный вопрос состоит в том, при каких условиях и на какую сумму могут быть застрахованы счета юридических лиц, на которых обычно находится гораздо больше денег, чем у населения. Сами банкиры не уверены, что смогут выдержать нагрузку, которая может при этом возникнуть.
6 октября все российские страховщики отмечают свой профессиональный праздник. Петербургский правовой портал и компания "КАДИС" поздравляют их с этим событием и желают надежных клиентов и выгодных сделок.
Краснодарское отделение движения «Опора России» направило на рассмотрение депутатов Госдумы, Правительства РФ, Совета Федерации и Президента России проект федерального закона «О страховании денежных средств юридических лиц, размещаемых в банках Российской Федерации на основании договора банковского счёта или договора банковского вклада». Этот проект был разработан с целью защиты прав организаций в ситуациях, когда у банка, в котором юридическое лицо имеет расчетный счет, отзывают лицензию. С аналогичным предложением на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015» выступил бизнес-омбудсмен Борис Титов. Защитник прав предпринимателей предложил Правительству РФ рассмотреть возможность введения страхования банковских вкладов юридических лиц на сумму 5 млн рублей. Такая цифра, по мнению Бориса Титова, перекликается с общемировой практикой страхования вкладов бизнеса - ведь большинство стран уже давно имеет систему страхования вкладов своих налогоплательщиков от банкротства кредитных организаций.
Нужно уходить от того непонимания, что нужно защищать физических лиц, но при этом игнорировать юридических. Нам лучше ориентироваться на средний по миру вариант страхования вкладов бизнеса – это примерно 100 тысяч долларов. Соответственно, это сегодня (по текущему среднему курсу) – около 5 млн рублей.
«Опора России» в своем проекте заложила сумму размера возмещения в 3 млн рублей, однако предусмотрела возможность софинансирования самим юридическим лицом страхования его вклада. Это означает, что любая организация сможет доплачивать страховые взносы и получить, в случае банкротства банка, сумму, превышающую размер установленной страховки. Для дополнительной защиты от заключения банками и страховыми компаниями мнимых сделок, общественники предлагают законодательно закрепить недопустимость аффилированности страховой компании и банка. Это должно избавить их как от возможности навязать клиенту невыгодные условия страховки, так и от одновременного банкротства. Еще более низкую сумму страховки считает необходимым установить первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский. Об этом банкир заявил в ходе открытой дискуссии в Ассоциации российских банков. При этом, он отметил, что такие перемены в обязательном страховании вкладов создадут дополнительные трудности для самих банков. Поэтому и сумму страхового возмещения для бизнеса банкир решил уравнять с суммой возмещения по вкладам граждан.
Согласен с тем, что потеря бизнеса юридическими лицами и прекращение деятельности юридических лиц — это большой ущерб для экономики и для страны, и, соответственно, надо искать варианты решения этой проблемы. Один из вариантов — он, естественно, не может позволить преодолеть все проблемы — это страхование депозитов, средств на расчетных счетах юридических лиц. В моем представлении это правильный подход. Другой вопрос, что здесь возникает тема нагрузки на банки. Насколько условно миллион четыреста может спасти юридические лица? Понятно, что крупные юридические лица не спасет эта сумма. Но небольшие, малые предприятия... я думаю, что это вполне может способствовать поддержанию бизнеса.
Сами банкиры больше склонны согласиться с мнением своего коллеги: ведь чем больше будет гарантированная сумма страхового возмещения, тем большие страховые взносы придется платить банкам, участвующим в программе. Эксперты же считают, что предложение «Опоры России» более жизнеспособно, поскольку в нем участвуют банки, их клиенты и страховые компании, а не государственная корпорация "АСВ". Поскольку в этом случае деньги на возмещение утраченных вкладов будут выплачивать те страховые компании, которые выберут банки и сами бизнесмены. А значит, и все риски возможных неплатежей также лягут на них. Между тем, у АСВ уже сейчас недостаточно средств, чтобы покрыть страховки по вкладам населения. Буквально сегодня появились сообщения о том, что Агентство по страхованию вкладов собирается взять в кредит у Банка России 20 млрд рублей. Ранее о том, что АСВ намерено попросить у ЦБ РФ взаймы около 40 млрд рублей, заявлял заместитель главы Минфина Алексей Моисеев. Причиной для получения кредита является снижение средств на счетах АСВ до минимального уровня 40 млрд рублей, который был установлен по договоренности с Центробанком. Таким образом, АСВ сохранит этот минимум именно за счет кредитных средств, полученных от Центробанка, а значит, фактически, из резервных средств Российской Федерации. Именно поэтому, видимо, Борис Титов и высказал опасение, что Министерство финансов будет выступать против введения обязательного страхования вкладов юридических лиц. Тем временем, сами банкиры считают, что ситуация в российском банковском секторе останется непростой до конца 2016 года. Так, глава Сбербанка Герман Греф рассказал журналистам в ходе Сочинского инвестфорума о том, что не исключает банкротства даже крупных банков.
В целом сектор сейчас достаточно устойчив, проблем с ликвидностью нет. Есть некоторые проблемы с капиталом, но они уже не такие острые, как были полгода назад. Но мы можем наблюдать большое количество банкротств мелких и средних банков, может быть даже каких-то крупных. Поэтому в этой части, я думаю, что до конца 2016 года ситуация в секторе будет достаточно непростая.
Всего за 2,5 года под руководством Эльвиры Набиуллиной, Банк России отозвал 145 лицензий на осуществление банковской деятельности. Из выступления самой Набиуллиной на Международном банковском конгрессе следует, что такая политика финансового регулятора направлена на то, что "практика отзыва лицензий у банков должна стать редким явлением". Но сколько еще банков лишатся лицензий до этого момента, и сколько миллионов рублей должно будет, соответственно, возместить Агентство по страхованию вкладов, пока не может сказать никто. Поэтому не подлежит сомнению, что в условиях текущей экономической ситуации, с одной стороны, и политики ЦБ по "расчистке" банковского рынка - с другой, вклады юридических лиц нуждаются в весьма серьезной защите, конкретные способы которой сейчас и пытаются определить все заинтересованные стороны.