ЦБ рассказал, как банки борются с легализацией доходов
Банк России опубликовал обзор практики применения закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. В документе затронуты нормы как непосредственно самого закона, так и ведомственных актов, принятых финансовым регулятором.
В целях предотвращения случаев легализации преступных доходов и финансирования терроризма через российские кредитные организации Центробанк РФ обобщил существующую в кредитных организациях и НКО практику применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма". Обзор правоприменения самого закона, а также нормативных актов ЦБ РФ приведен в письме от 27 августа 2015 г. N 12-1-10/1988.
Банкиры классифицировали существующий у должностных лиц кредитных организаций опыт работы в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. В частности, отмечено, что важную роль в этом играют подразделения службы внутреннего контроля (внутреннего аудита) банков и других финансовых организаций. Они имеют возможность выявлять случаи злоупотребления своим положением самих банковских работников, направленные на сокрытие действий недобросовестных клиентов. Для этих целей, в соответствии с указанием Банка России от 05.12.2014 N 3471-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях", сотрудники НКО также должны проходить обучение по поводу противодействия легализации преступных доходов.
Однако, само по себе такое обучение не является гарантией опыта сотрудника. Поэтому ко всем работникам НКО, так или иначе связанным с рынком ценных бумаг и другими операциями, под прикрытием которых может осуществляться финансирование терроризма или отмывание доходов, предъявляются требования, установленные для сотрудников кредитных организаций. В частности, такие сотрудники не могут иметь неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономики или преступление против государственной власти.
Кроме того, все работники банков и НКО обязаны пройти целевой инструктаж и регулярно повышать свою квалификацию. Причем это обучение могут проводить и сторонние организации. По результатам обучения и инструктажа сотруднику должно быть выдано свидетельство о его квалификации. Обученный таким образом сотрудник должен заниматься вопросами, которые связаны исключительно с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и не может совмещать такую работу с другой должностью. По мнению специалистов Центробанка, такое совмещение может привести к конфликту интересов и возникновению рисков для кредитной организации.
Такие квалифицированные сотрудники наделены правом проверки анкет клиентов НКО и банков. При возникновении подозрений не недобросовестность клиента, им дано право формировать его досье с указанием всех сведений о самом клиенте, его представителях, выгодоприобретателя и бенефициарном владельце. Такое досье может быть использовано в целях предотвращения или доказательства преступной деятельности.
Отдельно банкиры отметили, что в случаях изменения названия хозяйственного общества, с целью приведения его в соответствие с требованиями главы 4 Гражданского кодекса РФ, перерегистрация юридического лица не требуется. Это определено требованиями Федерального закона от 05.05.2014 N 99. Поэтому, у банка или НКО не возникает обязанность по направлению в Росфинмониторинг сведений об операциях, которые подлежат обязательному контролю по коду 4005, если они совершены по счетам такого юридического лица.
Обзор, собранный специалистами Центробанка дает внятные ответы на большинство вопросов, связанных с организацией противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма в НКО и кредитных организациях. Поэтому он окажется полезным не только для банковских служб и сотрудников, но и для всех бизнесменов. Ведь всегда полезно знать, каким именно образом тебя контролируют, чтобы не допускать ошибок и не давать потом лишних объяснений в службе безопасности банка или, даже, в правоохранительных органах. Ведь подозрительной может показаться даже самая безобидная операция, если она оформлена с нарушениями действующего законодательства РФ и должностных инструкций Банка России.
Письмо Банка России от 27.08.2015 N 12-1-10/1988
Указание Банка России от 05.12.2014 N 3471-У
Статья 54 ГК РФ. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
Федерального закона от 05.05.2014 N 99
Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма"