Артем Путинцев
385

Утвержден порядок аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

Министерство труда и социальной защиты РФ впервые детально урегулировало административную процедуру прохождения аккредитации таких организаций, включая формы представляемых документов и порядок подачи жалобы на отказ.

Обязательность прохождения аккредитации для оказания услуг по охране труда установлена статьей 217 Трудового Кодекса РФ

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда.

Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Данная норма была введена в российское законодательство еще в 2006 году. Однако фактическая возможность отдать охрану труда на аутсорсинг у компаний отсутствовала, так как не был утвержден порядок аккредитации организаций, предоставляющих такие услуги.

В 2010 году был принят Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 г. №205н, которым были утверждены правила проведения государственной аккредитации. Этим же документом были закреплены услуги, для которых необходима государственная аккредитация:

  • осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек;

  • обучение работодателей и работников вопросам охраны труда

Недостатком вышеупомянутого Приказа являлось отсутствие полностью ясной процедуры аккредитации – в документе прописали, какие документы и куда должна подавать компания, но вот четкой последовательности действий государственных служащих не было. В новом же Административном регламенте по предоставлению услуги по государственной аккредитации, утвержденном Приказом Минтруда России от 23.04.2015 N 242н, как раз и предусмотрены формы необходимых заявлений, запросы, которые должны сделать чиновники в ходе проверки документов заявителей, и даже детальный порядок обжалования отказа в регистрации.

Компания, приобретающая услуги по охране труда, может легко проверить наличие аккредитации у потенциального контрагента – соответствующий реестр размещен на официальном сайте Минтруда. А согласно последним данным министерства, общее число таких организаций уже превышает три тысячи. Из них обучают работодателей и работников вопросам охраны труда 1999 организаций, а осуществляют функции службы (специалиста) по охране труда у работодателя с численностью работников до 50 человек - 1012 компаний.

Большинство таких организаций предлагает весьма широкий спектр услуг: разработка документации по охране труда и аудит имеющихся документов, проведение инструктажей, регулярные проверки состояния охраны труда клиента, организация медосмотров сотрудников, помощь в расследовании несчастных случаев, представление интересов клиента во взаимоотношениях с контролирующими органами.

Правда, российские организации не спешат активно пользоваться этим предложением. Вот уже на протяжении многих лет сохраняется тенденция, в соответствии с которой западные компании весьма активно пользуются услугами аутсорсеров, в то время как российские бизнесмены до конца не доверяют представителям сторонних организаций, опасаясь обнародования коммерческих тайн и потери контроля над бизнесом.

[C=1036]

С принятием нового Регламента, возможно, эта ситуация изменится. Появление прозрачной процедуры аккредитации позволит потенциальному клиенту принять взвешенное решение - может ли он быть уверен в добросовестности организации, которой планирует доверить охрану труда на своем предприятии.

Подробные инструкции и разъяснения по проведению спецоценки условий труда читайте в программе Консультант Плюс.

Артем Путинцев