Артем Путинцев
385

Санкционные продукты в магазинах – продавать нельзя уничтожить

Чиновники намерены «без суда и следствия» уничтожать «санкционные» продукты, в том числе обнаруженные на полках и складах супермаркетов. Хотя закон не запрещает продавать сыры, колбасы и йогурты европейского происхождения.

Содержание

Эмбарго на поставку ряда продовольственных товаров из «недружественных» стран (ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии) было введено Указом Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации". Но ни в указе Президента России, ни в подзаконных актах об ограничениях на оборот (продажу в розницу и оптом, перевозку и хранение) таких продуктов не сказано ни слова.

Горячий август

Вступившие в силу 6 августа уже 2015 года правила Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 774 предусматривают немедленное изъятие и уничтожение запрещенной к ввозу продукции. Искать «санкционные» продукты внутри страны поручили Роспотребнадзору.

Материал по теме

Правительство рассказало о порядке уничтожения санкционных продуктов на границе

Режим уничтожения применяется независимо от выявления лица, которое непосредственно переместило товар через границу (осуществило внешнеэкономическую операцию). Вероятно, по логике чиновников, в течение прошедшего года оптовые поставщики и ритейлеры должны были распродать все ввезенные до введения эмбарго запасы, иначе бы они просто испортились. Следовательно, любые сыры и хамоны из Европы, обнаруженные сейчас на полках супермаркетов и на складах, априори являются контрабандой.

Вместе с тем ни один правовой акт не запрещает продажу продуктов из «недружественных» стран на территории России. Поэтому эксперты убеждены, что легитимных оснований изымать у ритейлеров и уничтожать «санкционные» товары нет.

По мнению юрисконсульта по частному и публичному праву Объединенной консалтинговой группы Артема Симоненко, запрет продавать «санкционные» товары не установлен. «Но учитывая все факторы, можно говорить, что государство ограничило их оборот. В случае обнаружения таких продуктов на прилавках или складах они будут изыматься и уничтожаться».

[C=958]

Кроме того, закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах», на основании которого было введено эмбарго, допускает применение этих мер только в отношении иностранных лиц. Президенту России делегируются полномочия вводить ограничения на внешнеэкономические операции, заходы в порты, использование воздушного пространства и устанавливать другие запреты. Оборот товаров внутри России в их число не входит.

Не виноватые мы

Выводы экспертов подтверждаются судебной практикой. Еще в марте Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области не нашел нарушений в действиях небольшого магазина в Тихвине, продававшего произведенный после введения эмбарго польский сыр «Эдам». К такому же выводу в июне 2015 года пришла и апелляционная коллегия: «Правительство предусмотрело ограничение на ввоз определенной продукции, а не на ее реализацию (продажу). Из этого следует, что ограничение в обороте (продаже) молочной продукции, в том числе сыров, законодательно не закреплено, то есть отсутствует состав правонарушения (объективная сторона)», – констатировали служители Фемиды в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 N 13АП-10217/2015

Материал по теме

В России продолжают продавать санкционные продукты

Аналогичное решение по делу № А56-10508/2015 было принято и в отношении сети «Магнит».

Без суда и следствия

Сомнения вызывает и конституционность самих действий по изъятию и уничтожению товаров. Ведь статья 35 Конституции России гарантирует право частной собственности и допускает лишать имущества только на основании решении суда. Причем Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал верховенство этого принципа. В качестве превентивных мер уполномоченные органы вправе изымать у нарушителей тот же товар, но никак не распоряжаться им: «Конфискация, влекущая переход права собственности на изъятое у нарушителя имущество к государству, должна осуществляться только по решению суда», – констатировал суд Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. № 8-П.

С 6 августа уполномоченные органы обязаны немедленно уничтожать товары. Смысл введения такого порядка не понятен. Ведь никто не мешает тому же Роспотребнадзору или иным ведомствам в случае выявления в магазинах «санкционных» продуктов потребовать предъявить накладные и иные товаросопроводительные документы. Если продовольствие действительно было ввезено нелегально, то продавца можно уличить в нарушении Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», предусматривающего наличие обеспечивающей прослеживаемость данной продукции товаросопроводительной документации. Поскольку их отсутствие угрожает жизни или здоровью граждан, то в рамках административного судопроизводства товар может быть конфискован согласно статье 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а впоследствии уничтожен. Законно и справедливо.

Введенный же режим приведет лишь к анархии. Если суд впоследствии установит, что тот же ритейлер не нарушал закона, то его убытки будут возмещаться за счет федеральной казны. Также юристы не исключают, что любое пострадавшее от новых мер лицо (даже контрабандист) вправе оспорить легитимность правил изъятия и уничтожения в Конституционном суде России.

Павел Нетупский

Артем Путинцев