Алена
275

Интересы предпринимателей будут продвигать власти

Но для этого придется заключить специальный договор.

Органы государственной и муниципальной власти смогут официально заниматься продвижением интересов коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, если между сторонами заключен специальный гражданско-правовой договор. Это предусматривает инициатива депутата от фракции «Справедливая Россия» Николая Левичева.

Народный избранник предлагает фактически узаконить лоббирование интересов бизнеса, поскольку под их продвижением понимает «оказание влияния на разработку и принятие нормативных актов, политических, экономических, административных и иных решений в интересах коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, от имени которых действует представитель интересов». При этом публикации и выступления в СМИ продвижением интересов считаться не будет.

Отметим, что в целом ряде развитых стран лоббизм является законодательно разрешённым правовым понятием. В частности, это традиционная практика стран континентальной Европы - например, Италии.

Всех представителей интересов бизнеса предлагается объединить в саморегулируемую организацию. Только членство в ней станет гарантией уровня профессиональности представителя. При этом ему могут позволить взаимодействовать с должностными лицами самого высокого уровня – президентом, премьером, депутатами, сенаторами, губернаторами, региональными законодателями.

Николай Левичев поясняет: действующая система взаимодействия бизнеса и органов власти в России носит «нецивилизованный характер и зачастую сводится к коррупции, взяткам и откатам». Левичев напоминает также, что «законодательство уже содержит отдельные нормы, связанные с продвижением интересов коммерческих структур в органах власти, но в целом этот институт остался непризнанным и неурегулированным в отечественной системе права». По этой причине, ссылаясь на экспертов, депутат добавляет, что «в России лоббизм действует в условиях законодательного вакуума». В то же время Левичев уверяет: выстроить цивилизованные отношения выгодно не только предпринимателям, но и самим властям. Это поможет снизить уровень коррупции и организованной преступности и позволит бизнесу развиваться в более комфортных условиях, а в итоге российская экономика начнет восстанавливаться и расти.

Отметим, Николай Левичев внес свой законопроект уже во второй раз. Аналогичную идею в начале прошлого года коллеги депутата из Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству вернули на доработку, поскольку ее предварительно не оценили в правительстве.

Между тем эксперты отмечают, что России действительно нужен хороший закон о лоббизме. Его разработка даже заложена в Указе Президента РФ от 11.04.2014 N 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы». Но пока у чиновников и предпринимателей нет единого понимания, какие принципы в нем должны быть заложены, и как он должен выглядеть.

Алена