Суд СПб: турист должен получить достоверную информацию
Туроператор должен компенсировать моральный вред, причиненный туристу представлением недостоверной информации о категории бронируемого отеля. Так решил Санкт-Петербургский городской суд.
Гражданка из Санкт-Петербурга заключила договор с турагентом о приобретении трех туристических путевок. По договору для размещения туристов, им должен был быть предоставлен четырехзвездочный отель. Однако по прибытии они были размещены в отеле класса 3* с предоставлением двухместного номера. В этом номере не работали кондиционер и телевизор, был сломан душ, а в самом отеле не работал лифт. После неоднократных просьб туристов переселили в трехместный номер только на шестой день отдыха. Вернувшись из отдыха, туристка обратилась в суд с исковым заявлением к турагенту и туроператору. В нем она просила суд обязать ответчиков уменьшить стоимость оказанной услуги и вернуть ей денежные средства, кроме того истица просила суд взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части компенсации морального вреда, причиненного туристам действиями туроператора. Санкт-Петербургский городской суд апелляционным определением от 19.05.2015 N 33-8478/2015 по делу N 2-4452/2014 оставил решение суда первой инстанции в силе.
Судьи указали, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме между туристом и туроператором. Такой договор должен соответствовать законодательству РФ, в том числе о защите прав потребителей. При этом к существенным условиям договора относится информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения и об условиях проживания. В данном случае туроператор по договору взял на себя обязательства по размещению истицы и членов ее семьи в отеле 4*, заранее зная, что как на момент заключения договора, так и на момент окончания туристической поездки этот отель был отнесен к категории три звезды, что подтверждается материалами дела.
По нормам статьи 12 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» при рассмотрении судом требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре или услуге, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках этого товара или услуги. Доказательств ознакомления туриста до начала тура об обстоятельстве отнесения выбранного отеля к категории трех звезд, несмотря на указанное в договоре, ответчиками в материалы дела представлено не было. Поскольку факт нарушения прав потребителя в виде предоставления недостоверных сведений о потребительских свойствах туристского продукта с указанием завышенной категории звездности отеля установлен, это обстоятельство по нормам статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» влечет обязанность исполнителя компенсировать потребителю нанесенный моральный вред.
Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1
Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ
апелляционным определением от 19.05.2015 N 33-8478/2015 по делу N 2-4452/2014