Законодатели и бизнес: куда приводят мечты?
Каждый день в Госдуме звучат самые разные предложения из серии «как нам обустроить Россию». Немалая часть их касается и бизнес-сообщества. Петербургский правовой портал попытался разобраться в том, какие значимые инициативы депутаты приняли за последний год для отечественных предпринимателей, и что ждет наш бизнес в дальнейшем.
Как известно, законотворческая деятельность депутатов Государственной Думы столь же обширна, сколь и разнообразна. В том числе и тогда, когда дело касается ведения бизнеса, прежде всего – в сфере малого и среднего предпринимательства (хотя, конечно, и «капитаны экономики» тоже лоббируют через народных избранников свои интересы). Именно предприниматели в нашей стране являются опорой и фундаментом того самого «среднего класса», к созданию которого мы стремимся уже не первый год.
Однако за тот год с небольшим, что миновал с момента присоединения к Российской Федерации двух новых регионов – Крыма и Севастополя – успела кардинально поменяться социально-экономическая ситуация в стране. А значит, изменились до определенной степени и условия ведения бизнеса в России, и правовые формы закрепления этих условий в уже принятых законодательных актах, и тех законопроектах, которые еще только ожидают своего часа на исходе весенней сессии Госдумы.
Так в каком же правовом поле, по мысли депутатов, сейчас и впредь должен жить российский предприниматель?
Патент – всему голова?
Материал по теме
Законопроект: действие патента расширят еще на 15 видов деятельности
Одним из самых заметных явлений для малого и среднего бизнеса явился внесенный в Государственную Думу законопроект, согласно которому значительно расширяется перечень тех видов деятельности, при осуществлении которых предприниматель вправе пользоваться патентной системой налогообложения. Среди них, например, были производство хлебобулочных изделий, молочной продукции, рыболовство и рыбоводство, резка кожи, переработка и консервирование фруктов и овощей, сбор и утилизация отходов... Очень многое из того, на чем малый бизнес в России (а тем более в условиях западных санкций) пытается не просто выживать, но еще и приносить прибыль.
Кроме того, этим же законопроектом предусматривалось расширение полномочий региональных парламентов относительно размеров ставок по подобной системе налогообложения и порядка их уплаты. Казалось бы, бизнес должен жить и радоваться подобным условиям. Однако за красивыми и многообещающими планами притаились и подводные камни.
Дело в том, что для большинства таких предприятий проблемы начинаются не там, где заканчивается налогообложение, а совсем в другом месте. Речь идет о ставках страховых взносов во внебюджетные фонды. Потому что, например, налогоплательщики, работающие в сфере общепита, не имеют даже возможности вычесть сумму уплачиваемых ими страховых взносов из стоимости патента – а раз так, то какой смысл вести бизнес даже по такой вроде бы облегченной схеме? Ведь платить в ПФР и ФФОМС порой приходится в общей сложности треть от прибыли. Да еще и от налога на имущество физических лиц освобождения ожидать точно не приходится. В результате, как отмечают специалисты, вообще непонятно, стоит ли в таких условиях брать патент, или проще сразу закрыться.
К тому же не следует забывать и про введенный Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ торговый сбор, вступивший в силу с 1 января этого года. Хотя «патентники» и освобождены от уплаты торгового сбора в соответствии с п.2 ст. 411 Налогового кодекса РФ, а сам он пока взимается только в трех городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – но тем не менее общая нагрузка на малый и средний бизнес благодаря подобным решениям становится подчас запредельной.
Жизнь по уставу. Типовому
Материал по теме
Типовой устав для ООО прошел второе чтение
Еще одно нововведение в ряду депутатских инициатив, постепенно становящихся законами – это разрешение обществам с ограниченной ответственностью иметь типовой устав в электронном виде, который будет представлять собой все сведения об ООО, отраженные в Едином государственном реестре юридических лиц. Предполагается, что общества смогут выбирать: действовать ли на основании устава, утвержденного учредителями (участниками) общества, или на основании типового устава. Соответствующая информация будет отражена в решении об учреждении ООО. Кроме того, в этот документ предлагается вносить сведения о согласованном учредителями фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала общества. Сейчас в законе отсутствует прямое указание на необходимость включения в решение таких данных, однако на практике они могут в нем отражаться (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Соответствующий законопроект Госдума уже приняла во втором чтении, и со дня на день ожидается третье. В конечном же принятии документа Советом Федерации и подписании его Владимиром Путиным сомневаться практически не приходится. Потому, что как раз эту-то инициативу можно с уверенностью назвать полезной.
В самом деле, участники ООО при регистрации последнего, наконец, избавлены от необходимости таскать с собой по всяким контролирующим, разрешающим и надзирающим органам пачку бумаг (зачастую требующих нотариального удостоверения). Теперь все ценное о своей компании можно хранить в электронном виде, а если пожелаешь – можешь разработать свой собственный, индивидуальный устав. Главное, чтобы он не противоречил первому, электронному. И поскольку форма общества с ограниченной ответственностью все еще крайне распространена в России, то закон не останется ни незамеченным, ни невостребованным.
Без печатей – с чистой совестью
Заметной законодательной новацией для бизнеса стало и то, что с 7 апреля АО и ООО (а большинство юридических лиц в РФ, как известно, работают именно в этих двух организационно-правовых формах) вправе, но более не обязаны иметь круглую печать. До вступления в силу Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" требование о наличии печати на документах содержалось в ряде федеральных законов, а также во множестве подзаконных актов.
Теперь же, если в уставе общества содержится упоминание того, что печати у него нет, то контрагенты уже не смогут на этом основании признать заключенный договор или сделку недействительной, что, разумеется, облегчит жизнь бизнесу.
Однако многие подзаконные акты по-прежнему сохраняют требования о наличии у юридического лица круглой печати. И, скажем, чтобы открыть расчетный счет, банк все равно затребует карточку с образцами подписей и оттиском печати. А налоговая откажется принимать декларацию, если на ней нет печати. В данном случае налицо юридическая коллизия, вызванная противоречием принятого акта федерального уровня и многочисленными подзаконными актами и инструкциями, в которые еще не внесены изменения.
Как показывает практика, это весьма инерционный и долгий процесс, а значит, следует прогнозировать значительный рост судебных дел, связанных с отказами банков и других государственных организаций выполнять в отношении ЮЛ предусмотренные законом действия только на основании того, что они не имеют этого предмета. По этой же причине уже существующим организациям, у которых круглая печать наличествует, не рекомендуется убирать из устава упоминание о ней, а также прекращать ее использование. Это избавит от многих проволочек и потенциальных судебных издержек.
«Статья» для «юрика»
Очень много шума наделал законопроект, родившийся в недрах Следственного комитета и внесенный заместителем председателя комитета ГД по уголовному законодательству Александром Ремезковым о введении уголовной ответственности для юридических лиц за целый ряд преступлений, как-то: отмывание доходов, дача взятки, содействие терроризму, массовые беспорядки. В случае совершения тяжких преступлений ЮЛ грозят многомиллионные штрафы и лишение лицензии, а в особо тяжких случаях – запрет на работу на территории РФ, принудительная ликвидация и конфискация имущества.
Законопроект уже получил отрицательные отзывы Верховного Суда и Правительства РФ, которые отмечают, что введение подобной ответственности для юрлиц негативно отразится на их работниках, а принудительная ответственность для организаций и так предусмотрена административно-правовым порядком, который закреплен в статье 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (и соответствующих статьях Особенной части последнего).
Однако Ремезков не собирается сдаваться и уверен в успехе:
[C=859]
В связи с этим возникает вопрос: а сколько еще подобных инициатив депутатов-доброхотов притаилось в кулуарах думских комиссий и комитетов? И не получится ли так, что грядущая осенняя сессия Госдумы принесет бизнес-сообществу не только позитивные сигналы по типу налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, но и новые фантастические прожекты из серии «тащить и не пущать»?
Бизнесу остается только ждать, и наш портал, помогая ему, будет следить за ситуацией в законотворческой области и профессионально держать руку на пульсе.
Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ
Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ
Статья 2.10 КОАП РФ. Административная ответственность юридических лиц
Статья 411 НК РФ. Плательщики сбора
Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)