ФАС СЗО: без градостроительного плана узаконить самовольную постройку нельзя
Если собственники земельного участка своевременно не получили градостроительный план, но самовольно построили на нем здание, то они не смогут установить право на такую самовольную постройку через суд.
Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 03.06.2015 N Ф07-2529/2015 по делу N А56-52598/2014 отказал в удовлетворении кассационной жалобы двух индивидуальных предпринимателей на решение судов первой и апелляционной инстанций, которые отказали им в удовлетворении исковых требований.
Индивидуальные предприниматели обратились в арбитражный суд с исковым заявлением о признании права общей долевой собственности на самовольную постройку - нежилое здание. Данная постройка была построена на земельном участке, который находится в общей долевой собственности истцов. На этом участке без получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию была возведена постройка.
Хотя истцы дважды обращались в Службу государственного строительного надзора и экспертизы с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта на указанном земельном участке, такого разрешения они все же не получили. Считая, что построенное нежилое здание соответствует проектным решениям, несущая способность ограждающих конструкций здания обеспечена и удовлетворяет требованиям действующих строительных норм и правил, не нарушает прав третьих лиц и не создает угрозу общественной безопасности, истцы обратились в суд за признанием за ними права на самовольную постройку.
Однако арбитры указали, что в данном случае применимы нормы статьи 222 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с этими нормами самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лица, осуществившие самовольную постройку, не приобретают на нее права собственности. Они не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу за счет построивших ее лиц. Но в пункте 3 статьи 222 ГК РФ содержится указание, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, за лицом, в собственности или постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Из пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что, если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка. В данном случае спора между истцами и таким органом не существует. Ведь основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило отсутствие документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, предприниматели не выполнили действий, необходимых для получения нужной разрешительной документации, в частности градостроительного плана земельного участка, поскольку не представили документы, необходимые для получения разрешения на строительство, в Службу государственного строительного надзора и экспертизы. На этом основании суды всех инстанций сделали обоснованный вывод, что истцы не предприняли надлежащих мер для легализации постройки, и отказали в признании прав на нее.
Приказ Минобрнауки России от 25.08.2014 N 1052
Статья 222 ГК РФ. Самовольная постройка
Статья 51 Градостроительного кодекса РФ. Разрешение на строительство
постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22