ФАС СЗО: оценка рекламных конструкций - прерогатива комитета по градостроительству
Только комитет по градостроительству и архитектуре может оценить, нарушает ли рекламная конструкция архитектурный облик сложившейся застройки города. К таким выводам пришел Арбитражный суд Северо-Западного округа.
В арбитражный суд обратилась коммерческая организация, которой комитет по градостроительству и архитектуре отказал в согласовании установки рекламной конструкции. Архитекторы сочли ее нарушающей композиционный облик городской застройки. Организация просила судей признать решение комитета об отказе в установке рекламной конструкции незаконным и обязать чиновников согласовать ее установку.
Суды первых инстанций отказали организации в удовлетворении исковых требований. Арбитры отметили, что оспариваемое решение было принято ответчиком в соответствии с имеющимися у него полномочиями и основано на нормах действующего законодательства. Организация подала кассационную жалобу.
Однако Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 14 апреля 2015 года по делу N А56-32035/2014 оставил решения нижестоящих судов в силе и отказал в удовлетворении кассационной жалобы. Основанием для этого, по мнению судей, послужили положения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 N 904 "О выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Санкт-Петербурге и проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена". В документе определено положение о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций.
В соответствии с вышеозначенным документом разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Санкт-Петербурге выдает комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга. При принятии решений обязательно проводится согласование с комитетом по градостроительству и архитектуре. Именно комитет делает выводы о соответствии установки рекламной конструкции в заявленном месте Генеральному плану Санкт-Петербурга. А также оценивает соответствие размещения рекламной конструкции внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Санкт-Петербурга.
В соответствии с нормами статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламных конструкций допускаются только при наличии разрешения на установку от уполномоченного органа. Статья 19 Федерального закона "О рекламе" регламентирует, что нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа в результате установки рекламной конструкции является основанием для отказа в выдаче разрешения на ее установку и эксплуатацию.
Поскольку, вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки города решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных объектов недвижимого имущества, архитектурных стилевых ансамблей, такое решение может принимать только компетентный уполномоченный орган, которым и является комитет по градостроительству и архитектуре. Так как действующее российское законодательство не содержит критериев оценки уровня конструктивной композиционно-графической проработки проектной документации на установку рекламной конструкции, которая свидетельствовала бы о нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, суды не могут решить вопрос о наличии такого нарушения вразрез с выводами, сделанными комитетом по градостроительству и архитектуре.
Таким образом, кассационная инстанция не нашла оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых организацией судебных решений.
Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 N 694
Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ
постановлением от 14 апреля 2015 года по делу N А56-32035/2014