Биржевой Николай
571

Законопроект: институт третейских судов в РФ расширят

Третейские суды станут постоянно действующими полноценными членами института арбитража, будет законодательно закреплен порядок вынесения, приведения в исполнение и отмены решений третейских судов и установлены требования к третейским судьям.

Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности рассмотрела и одобрила проекты Федеральных законов «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации”». Законопроекты были разработаны Минюстом РФ в целях реализации Послания Президента России Федеральному Собранию от 27 декабря 2013 года №Пр-3086 и поручения Правительства России от 31 декабря 2013 года №ДМ-П13-9589. Первый проект федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» позволит создать в России механизм правового регулирования института третейского разбирательства, современный и эффективный, основанный на сложившейся мировой практике в области регулирования деятельности третейских судов и учитывающий их текущее состояние. Предоставление третейским судам более широкого поля деятельности позволит значительно разгрузить государственные суды и будет способствовать деофшоризации и повышению инвестиционной привлекательности российской экономики. Документ должен решить проблемы двух основных блоков функционирования третейских судов РФ, которые в настоящее время законодательно не определены:

  • Урегулировать процедуры третейского разбирательства, установить требования к третейским судьям (арбитрам), определить порядок вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда;
  • Урегулировать процедуры для создания постоянно действующих арбитражных учреждений и их деятельность, включая установление минимальных законодательных требований к внутренним документам и внутренней организации.

Контроль за деятельностью третейских судов в некоторых вопросах будет возложен на государственные суды, в частности в их компетенции будет разрешать ситуации, связанные с формированием состава третейского суда, решать вопросы о компетенции третейского суда по рассмотрению конкретного спора, отменять и приводить в исполнение решения третейского суда. В случаях, когда третейское разбирательство будет осуществляться в рамках постоянно действующего третейского суда, стороны могут отказаться от контроля и обращения к государственному суду по определённым вопросам. В законе будет закреплен ряд требований к постоянно действующим третейским судам. Создание новых судов будет возможным только при некоммерческих организациях, законодательно будут установлены организационные требования к таким арбитражным учреждениям, в частности требование о ежегодной ротации комитетов по назначениям. Действовать на постоянной основе третейский суд будет иметь право только при получении некоммерческой организацией, при которой он создан, разрешения на функционирование постоянно действующего арбитражного учреждения, выдаваемого Правительством РФ в установленном законом порядке. Исключение из этого правила о необходимости получения разрешения на функционирование постоянно действующего арбитражного учреждения предусмотрено в законопроекте только для Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате России. В документе предусмотрена необходимость введения в российское законодательство ответственности третейских судов за убытки, причиненные сторонам третейского разбирательства из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения судом своих функций при наличии умысла или грубой неосторожности. Однако третейские арбитры получат иммунитет от гражданско-правовой ответственности за принятие неправосудных или ошибочных решений, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу. Второй законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации”» изменит редакции Арбитражного процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, ФЗ «О международном коммерческом арбитраже», и ряда других нормативных правовых актов. Все изменения направлены на интеграцию новых правовых норм о третейском суде в РФ в российское законодательство. В частности будут устранены пробелы в правовом регулировании процессуальных вопросов ведения третейского разбирательства. Будет повышена диспозитивность государственного арбитража в части судебного содействия и контроля за третейскими судами, в том числе в вопросах определения территориальной подсудности дел об оспаривании решений третейских судов и установления окончательного характера третейского решения с точки зрения возможности его отмены. Законопроектом предусмотрен запрет на внесение изменений в любые юридически значимые реестры только на основании решения третейского суда при отсутствии исполнительного листа, выданного на основании данного судебного акта компетентным судом. Отметим, что хотя третейские суды не пользуются особой популярностью в России, в некоторых регионах фиксируется определенный рост интереса к ним. Так, Москве за последний год количество дел, рассмотренных третейскими судами, выросло на 23%. По мнению партнера юридической фирмы ЮСТ Александра Боломатова, рост интереса к третейским судам свидетельствует о росте правовой культуры населения и позволяет использовать полный правовой инструментарий для разрешения арбитражных споров. В настоящее время деятельность третейских судов в РФ регулируется нормами Федерального закона "О третейских судах", принятого в 2002 году. После одобрения на заседании Правительства РФ законопроекты будут внесены на рассмотрение Государственной Думой РФ.