ВС: транспортные расходы можно компенсировать по нормативам
Если работники используют для проезда к месту работы в труднодоступных районах частный транспорт, организация имеет право компенсировать его стоимость, исходя из нормативов, установленных собственным приказом. Правомочность этого подтвердил Верховный суд РФ.
Работники организации исполняли свои служебные обязанности в труднодоступных местах для общественного транспорта местах вахтовым методом. Для доставки к месту работы и обратно, к месту проживания организация компенсировала найм частного транспорта третьих лиц. Компенсация осуществлялась исходя из нормативов, утвержденных внутренним приказом и локальными актами организации. Документов, подтверждающих фактические затраты работников на транспорт у организации не было.
При проверке специалистами ПФР этот факт послужил поводом доначислить страховые взносы на суммы компенсации расходов на транспорт. Проверяющие решили, что подобная компенсация может быть освобождена от обложения страховыми взносами только при наличии билетов на транспорт или других оправдательных документов, подтверждающих реальные расходы работников на проезд. Условные нормативы, по мнению специалистов ПФР, не могут служить основанием для компенсации стоимости проезда. Сам факт проезда работников на вахту и обратно проверяющие не оспаривали.
Для отстаивания своей позиции и отмены решения ПФР о привлечении организации к ответственности за занижение страховых взносов работников, организация была вынуждена обратится в арбитражный суд с исковым заявлением. В подтверждение своей правоты она предоставила арбитрам справку, выданную главой администрации сельского поселения, у жителей которого и нанимали частный транспорт для проезда сотрудников организации к месту работы. Данные о стоимости проезда, обозначенные в этой справке практически не отличались от нормативных. Суды всех инстанций, включая Верховный суд РФ в определении от 14.01.15 № 303-КГ14-6601 по делу № А73-14029/2013, поддержали позицию организации и отменили решение ПФР.
При рассмотрении дела арбитры учли, что в соответствии с требованиями статьи 168.1 Трудового кодекса РФ организация компенсировала своим работникам стоимость проезда к месту работы и обратно. Расчет суммы компенсации осуществлялся по нормативам, утвержденным приказом по организации и основанных на расценках, подтвержденных главой администрации Херпучинского сельского поселения. На основании пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» суммы компенсации расходов на транспорт не включаются в базу обложения страховыми взносами. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре организации, к которым относится и компенсация стоимости проезда, не являющиеся стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда, в том числе и потому, что такие выплаты не предусмотрены трудовыми договорами между работниками и работодателями. Поэтому такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Такая позиция судов соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12.
Приказ Росстандарта от 30.01.2020 N 20-ст
Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ