Юлия
123

ФАС МО: расходы на рекламу уменьшают прибыль

Даже если сама реклама была размещена с нарушением законодательства. Так решил Арбитражный суд Московского округа.

В арбитражный суд обратилась организация с исковым заявлением об отмене решения территориального ФНС о доначислении налога на прибыль и привлечение организации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ. Основанием для такого решения органа ФНС стали результаты выездной налоговой проверки, в ходе которой было установлено, что организация отнесла на затраты расходы на размещение рекламы. Эта реклама была направлена на продвижение сигарет, которые реализовывала через свою сеть организация, включала в себя целевую лотерею, и, по мнению организаторов, была экономически обоснована. Однако проверяющие выяснили, что рекламная акция и стимулирующая лотерея были проведены организацией с нарушением норм российского законодательства. В частности, реклама была проведена с нарушением части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 № 28-ФЗ «О рекламе», о чем было составлено предписание уполномоченного органа - ФАС России, а проведение стимулирующей лотереи, по мнению органа ФНС России, не соответствовало нормам Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях». На этих основаниях проверяющие признали рекламную компанию экономически необоснованной, а расходы на нее не соответствующими требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Суды двух инстанций удовлетворили исковые требования организации, а Арбитражный суд Московского округа постановлением от 25 февраля 2015 года по делу № А40-76469/14 оставил их решения без изменений. При принятии такого решения арбитры руководствовались тем, что по нормам статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и экономически оправданные, документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. При этом к расходам относятся любые затраты при условии, что они были осуществлены при деятельности, направленной на получение дохода. По нормам пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров, деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. В числе этих расходов налогоплательщик может учитывать затраты на рекламные мероприятия через средства массовой информации, изготовление и размещение наружной и световой рекламы, участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин,

выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов. Кроме того, разрешено учитывать затраты налогоплательщика на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей и лотерей во время проведения массовых рекламных кампаний, но только в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ. Рекламой, как определено в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 28-ФЗ «О рекламе» признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В рассматриваемом случае состав затрат организации полностью соответствует пункту 1 и пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Доводы налогового органа о том, что отнесение организацией спорных затрат на расходы по налогу на прибыль в связи с нарушением законодательства о рекламе являются несостоятельными, поскольку в нормах Налогового кодекса не установлено такого основания в качестве отказа в принятии налогоплательщиком расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Юлия