ФАС МО: расходы на рекламу уменьшают прибыль
Даже если сама реклама была размещена с нарушением законодательства. Так решил Арбитражный суд Московского округа.
В арбитражный суд обратилась организация с исковым заявлением об отмене решения территориального ФНС о доначислении налога на прибыль и привлечение организации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ. Основанием для такого решения органа ФНС стали результаты выездной налоговой проверки, в ходе которой было установлено, что организация отнесла на затраты расходы на размещение рекламы. Эта реклама была направлена на продвижение сигарет, которые реализовывала через свою сеть организация, включала в себя целевую лотерею, и, по мнению организаторов, была экономически обоснована. Однако проверяющие выяснили, что рекламная акция и стимулирующая лотерея были проведены организацией с нарушением норм российского законодательства. В частности, реклама была проведена с нарушением части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.03.2006 № 28-ФЗ «О рекламе», о чем было составлено предписание уполномоченного органа - ФАС России, а проведение стимулирующей лотереи, по мнению органа ФНС России, не соответствовало нормам Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях». На этих основаниях проверяющие признали рекламную компанию экономически необоснованной, а расходы на нее не соответствующими требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Суды двух инстанций удовлетворили исковые требования организации, а Арбитражный суд Московского округа постановлением от 25 февраля 2015 года по делу № А40-76469/14 оставил их решения без изменений. При принятии такого решения арбитры руководствовались тем, что по нормам статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и экономически оправданные, документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. При этом к расходам относятся любые затраты при условии, что они были осуществлены при деятельности, направленной на получение дохода. По нормам пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров, деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. В числе этих расходов налогоплательщик может учитывать затраты на рекламные мероприятия через средства массовой информации, изготовление и размещение наружной и световой рекламы, участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин,
выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов. Кроме того, разрешено учитывать затраты налогоплательщика на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей и лотерей во время проведения массовых рекламных кампаний, но только в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ. Рекламой, как определено в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 28-ФЗ «О рекламе» признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В рассматриваемом случае состав затрат организации полностью соответствует пункту 1 и пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Доводы налогового органа о том, что отнесение организацией спорных затрат на расходы по налогу на прибыль в связи с нарушением законодательства о рекламе являются несостоятельными, поскольку в нормах Налогового кодекса не установлено такого основания в качестве отказа в принятии налогоплательщиком расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Статья 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)
Статья 249 НК РФ. Доходы от реализации
Статья 252 НК РФ. Расходы. Группировка расходов
Статья 264 НК РФ. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией
Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ
Федерального закона от 13.03.2006 № 28-ФЗ