ФАС ЦО: проверка ФСН несостоятельна, если результаты рассмотрели без налогоплательщика
Тем более, если, чтобы скрыть этот факт, налоговые инспекторы подделали опись вложений в заказном письме.
Согласно установленной статьей 101 Налогового кодекса РФ процедуре рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, орган ФНС обязан известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки и вызвать его для дачи объяснений. Нарушение данного порядка ведет к отмене принятого налоговым органом решения по результатам рассмотрения материалов проверки и назначению нового рассмотрения материалов с участием налогоплательщика. Однако не все территориальные органы ФНС придерживаются установленной процедуры, а некоторые идут даже на должностные преступления, чтобы скрыть факты ее нарушения.
Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 03.02.15 по делу № А54-2952/2013 оставил в силе решение арбитражных судов низших инстанций об удовлетворении исковых требований организации-налогоплательщика об отмене решений Межрайонной ИФНС России №7 по Рязанской области, принятых по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки в отсутствие налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, орган ФНС отправил в адрес организации заказное письмо в котором, согласно описи, находились материалы по результатам налоговой проверки, в том числе уведомление о времени рассмотрения этих материалов в ФНС. Факт отправки данного письма и получения его организацией подтвержден почтовыми квитанциями. Однако организация заявила, что получила только акт проверки и требование о предоставлении документов, а никакого уведомления о рассмотрении не получала, предоставив в доказательство свой экземпляр описи вложений из письма. Орган ФНС не смог доказать суду, что экземпляр описи налогоплательщика подложный. Кроме того, лица, которым по словам налоговиков, также вручались уведомления о рассмотрении материалов проверки, в данный отрезок времени отсутствовали и не могли получить эти уведомления в ФНС лично, по доверенности.
Таким образом арбитражные суды трех инстанций пришли к выводу, что орган ФНС сфальсифицировал доказательства извещения налогоплательщика и нарушил процедуру, предусмотренную статьей 101 НК РФ. Учитывая, что в пункте 40 постановления Пленума ВАС РФ №57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» определено, что "неизвещение или ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля. На этом основании арбитражный суд отменил все решения ФНС принятые по результатам проверки и обязал налоговую службу назначить повторное рассмотрение материалов налоговой проверки с участием организации.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
Статья 101 НК РФ. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
постановлении от 03.02.15 по делу № А54-2952/2013