13 ААС: ТУ от производителя не нарушает антимонопольных принципов при проведении тендера
Размещение в тендерной заявке наименований необходимого товара с указанием ГОСТов и ТУ не может ограничивать число участников закупки и влиять на принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции.
Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области провело проверку размещенной в тендере закупки запорной трубопроводной арматуры на предмет наличия признаков нарушений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и выдало предписание о несоответствии закону технических параметров, заявленного к поставке товара, обозначенных заказчиком. А именно, наличие в описании товара технических условий (ТУ) принадлежащих конкретному производителю и, поэтому, по мнению антимонопольной службы, не являющихся общедоступными. Однако заказчик тендера не согласился с предписанием ФАС и обратился в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции отменил предписание ФАС, а Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.02.2015 N 13АП-29471/2014 по делу N А42-4502/2014 оставил его решение в силе. При принятии решения судьи руководствовались тем, что статья 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предполагает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Истец является регулируемой компанией с долей участия администрации Мурманской области превышающей пятьдесят процентов, поэтому эта норма относится к нему в полной мере. Порядок проведения закупок в таких случаях определяется в Положении о закупке, документе подписанном и утвержденном Советом директоров. В нем должны быть учтены все требования к закупаемому товару и его характеристики. При этом закон прямо ограничивает предъявление в ходе торгов требований, не учтенных в Положении о закупке. Иных ограничений в требованиях к товару, его производителю, информации, работам, услугам, даже если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, в законе не содержится. Поэтому вывод антимонопольного органа о том, что включение заказчиком в техническое задание документации о закупке конкретных ТУ представляет собой требование, повлекшее ограничение количества потенциальных участников тендера и, поэтому, не соответствующее требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, является несостоятельным и предписание подлежит отмене.
Приказ Минфина России от 17.02.2014 N 6н
Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ