385

Конец командировочного удостоверения

Под Новый год полагается дарить подарки и делать приятные сюрпризы. Таков обычай. Получает удовольствие и тот, кто дарит (сделал доброе дело), и тот, кому подарок вручают - тоже (понятно почему).

Содержание

Видимо, и Правительство так подумало, утвердив 29 декабря 2014 года Постановление № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Под этим названием данное Постановление останется в архиве правительственных документов да в электронных правовых базах. А в сознании должностных лиц организаций оно останется, как «Постановление об отмене командировочных удостоверений».

Немного истории

Когда командировочное удостоверение появилось - сейчас уже точно не скажешь. Как унифицированную форму его стали использовать примерно с 50-60-х годов ХХ века (точнее установить не удалось). Впрочем, могло оно и раньше появиться. Но, если это так, то только на уровне министерств и ведомств. Потому что ни в Постановлении ЦИК и СНК СССР от 14.01.1927 «О служебных командировках в пределах Союза ССР», ни в Постановлении Совнаркома СССР от 19.06.1940 № 1047 «Об оплате служебных командировок в пределах Союза ССР» о командировочных удостоверениях не сказано ни слова.

Однако это уже не столь важно. Важно то, что появившись однажды, командировочное удостоверение стало неотъемлемой частью системы документирования расходов, связанных со служебными поездками. Для чего его придумали - тоже ясно. Разумеется, чтобы лишний раз проконтролировать перемещения подотчётного лица. Отправляют человека, например, в Москву из Вологды на 3 дня. При убытии выдают командировочное удостоверение и ставят на нём отметку «убыл из Вологды 1 марта». По прибытии в Москву командированный сотрудник делал отметку в том учреждении, в которое его командировали, о том, что он прибыл на место 2 марта. Там же делали отметку и об отбытии к месту постоянной работы, где факт прибытия также отмечается. Всё классно и подконтрольно! А для уточнения фактов перемещения сотрудника, даты отметок на удостоверениях сверялись с датами, указанными на проездных документах. А ещё - с приказом на командировку. Не увернёшься! Всё под контролем.

Форма командировочного удостоверения несколько раз пересматривалась, что, впрочем, не сильно влияло на суть раскрываемой в нём информации. Последней по времени принятия была форма № Т-10, утверждённая Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты».

Практически одновременно с командировочным удостоверением на свет появилась форма под названием «Отчёт о командировке». А в нём-то что нужно было указывать? Ну, это же ясно, как день - чтобы коротенько написать, чем сотрудник занимался в командировке. В двух словах, не больше. Почему не больше? Потому что отчёт этот не для руководителя предназначался (тому всё и так докладывалось - либо коротко и устно, либо подробно и письменно - в зависимости от ситуации), а для бухгалтера (который формально проверял сам факт его составления подотчётным лицом) да для ревизора (аудитора) (чтобы проверить руководителя и бухгалтера).

Форма отчёта о командировке несколько раз менялась, периодически исчезала, пока не оформилась окончательно в виде унифицированной формы № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчёт о его выполнении», утверждённой всё тем же упомянутым выше Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.

А зачем?

А так ли уж необходимы были эти документы? Ведь, по большому счёту, никакой толковой информацией они в себе не несли. Ну, в самом деле… О том, куда, зачем и на какой срок человек отправляется в командировку, можно узнать из приказа. Сколько он провёл времени в пути - по билетам. Чем он занимался в командировке - об этом знает руководитель, который этого сотрудника в эту самую командировку отправил… Так зачем всё это было и для кого?

Ответ очевиден. Разумеется, для проверяющих - контролёров, ревизоров и сотрудников ОБХСС при советской власти; для налоговых инспекторов, внутренних и внешних аудиторов - в Новой России. За основу брался вполне понятный принцип - «расходы априори необоснованы, если не доказано обратное». В данном случае - если ты едешь в командировку, докажи, что едешь не отдыхать, а работать! Именно эти мысли внушают нормативные документы прошлых лет, например, Постановления Совета Министров СССР от 29.05.1948 № 1829 «О наведении порядка и ликвидации излишеств в расходовании средств на командировки» и от 24.05.1952 № 1981 «Об устранении излишеств и нарушений, допускаемых при командировках должностных лиц». А как подтвердить факт работы, кроме как самим фактом работы? Просто - правильно заполненной бумажкой… пардон… документом. Самое интересное, что этой же логики придерживались и впоследствии. И это несмотря на то, что и в ПБУ 10/99, и в статье 252 НК РФ уже

отсутствовали жёсткие нормы прошлых лет в части признания расходов, а весь упор делался на «экономическую целесообразность», которую уж всяко каждая организация для себя лучше знает.

Хотя совершенно понятно, что при необходимости можно оформить поездку куда угодно, договорившись со знакомыми из соответствующей организации, чтобы они тебе и печать поставили, и командировку отметили. А в постсоветские времена с этим стало ещё проще. Вот и получается, что контрольную функцию указанные документы не исполняли, либо исполняли крайне слабо. А поймать на несении экономически нецелесообразных доходов могли при этом только уж совсем ленивых да невнимательных.

Отмена

Видимо, и до властей наконец-то дошло, что продолжать поддерживать существование указанных документов - это сохранять устаревшую систему «подтверждения-подтверждения-подтверждения». Поэтому Постановлением № 1595 были отменены пункты 6, 7 и 15, а также внесены изменения в пункты 19 и 26 «Положения об особенностях направления работников в служебные командировки» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749), в которых указывалось на необходимость составления при служебной командировке командировочного удостоверения и «Служебного задания для направления в командировку и отчёта о его выполнении». Заодно информация о командировочном удостоверении была вымарана также из Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений». Таким образом, командировочное удостоверение и отчёт о командировке - теперь уже достояние истории.

Думается, что и бухгалтеры, и руководители, да и сами сотрудники, которым постоянно нужно было держать в уме «не забыть отметить командировку», теперь вздохнут с облегчением. Сразу двумя лишними документами стало меньше.

Подводим итоги

Уже сейчас раздаются голоса на тему, что, мол, зря отменили командировочное удостоверение. Теперь, говорят скептики, сотрудники совсем распоясаются и начнут гонять вовсю на отдых да по личным делам под видом командировок. Что на это сказать? Кто раньше «гонял», тот и дальше будет. Как уже было указано выше, наличие командировочных удостоверений вовсе не мешало данным фактам существовать. И потом - сотрудник просто так никуда не поедет. Чтобы его командировать, нужен приказ руководителя или уполномоченного на то лица. Говорите, проследить невозможно, всё равно ездят по своим делам и обманывают руководство? Ну, что скажешь на это? Значит, не всё в порядке в организации с дисциплиной и внутренним контролем. И одним только сохранением в своём документообороте уже отменённых документов ничего решишь.

Ну, а для добросовестных организаций - одни только плюсы. Чуть меньше стало бумажной волокиты и бессмысленных документов - на целых две штуки! Есть повод порадоваться.