Биржевой Николай
385

Прямые и косвенные расходы

С вопросами раскрытия в учётной политике вариантов ведения учёта конкретных видов расходов мы разобрались. Теперь осталось их сгруппировать.

В пункте 1 статьи 318 НК РФ приведено два вида группировки расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг) – прямые и косвенные. Что означают эти термины, как мне кажется, дополнительно разъяснять не надо. Ясно, что прямые расходы – это расходы, напрямую относящиеся к производству конкретных видов продукции (работ, услуг), а косвенные – расходы общего характера, имеющие отношение ко всем видам затрат на выполнение хозяйственных операций. Если провести аналогию с бухгалтерским учётом, то прямые расходы – это то, что учитывается непосредственно на балансовом счёте 20 «Основное производство», а косвенные – то, что собирается на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Наличие указанной группировки расходов является данностью, и уйти от неё практически невозможно. Не может такого быть, чтобы у организации отсутствовали вообще прямые расходы. Почему? А надо ли отвечать? Вот косвенных расходов может не быть – если мы сможем чётко и однозначно определить, какие расходы к какому виду деятельности (производимому продукту, выполняемой работе, оказываемой услуге) относятся. Примерный перечень прямых расходов по налогу на прибыль приведён в пункте 1 статьи 318 НК РФ – затраты на приобретение материалов и полуфабрикатов, заработная плата и начисляемые из неё страховые взносы во внебюджетные фонды, амортизация основных средств. Обратите внимание – список именно что примерный. Другими словами, организация вправе установить свой собственный список прямых расходов, расширив его, или урезав. Из каких соображений это делать, спросите? В зависимости от того, как у вас организовано аналогичное деление в бухгалтерском учёте. Удивлены? А, между прочим, это единственный правильный ответ на поставленный вопрос. Ну, сами подумайте, зачем формировать структуру расходов в бухгалтерском и налоговом учёте по разным принципам? Допустим, что выбор вариантов учёта конкретных видов расходов (списание материалов, начисление амортизации, создание или несоздание резервов) для целей формирования показателей отчётности и для исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль могут различаться. Но принципы группировки расходов должны быть едины! Нет, об этом впрямую нигде не сказано – это вытекает из банальной логики. Но если вам хочется оригинальности… Что ж, никто не вправе запретить организации устанавливать для целей бухгалтерского учёта один перечень прямых расходов, а для целей налогового – другой. Пожалуйста! Только прежде, чем так поступать, как следует подумайте – ради чего вы это делаете. Просто хохмы ради? По аналогии с бухгалтерским учётом определяется и принцип списания прямых расходов на реализованную продукцию. Ничего особо нового в целях учёта налогового НК РФ тут не предусмотрел. И вопросы выбора вариантов учёта здесь те же. Например, согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 318 НК РФ организации, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчётном (налоговом) периоде, в полном объёме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчётного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. Из чего здесь выбирать, спросите? Из возможности (или необходимости) ведения учёта в разрезе заказов с формированием остатка по незавершённому производству или «котловым» способом. Как подсказывает необходимость хозяйственной практики – в соответствии со способом, выбранном в бухгалтерском учёте. Или исходя из принципа «шиворот-навыворот»… Ну, об этом мы уже в предыдущем абзаце поговорили. Раз есть незавершённое производство, значит, есть необходимость распределять понесённые прямые расходы между ним и выпущенной продукцией (выполненными работами, оказанными услугами). Так гласит пункт 1 статьи 319 НК РФ. А каким способом это распределение производить? И опять я отсылаю вас к методу, утверждённому учётной политикой для целей бухгалтерского учёта. В НК РФ не придумали ничего более оригинального, чем уже хорошо нам знакомые методы распределения прямых расходов:

  • пропорционально плановой (нормативной) себестоимости,
  • пропорционально прямым статьям расходов,
  • пропорционально стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов,
  • пропорционально фактическим производственным затратам,
  • пропорционально иной базе.

Как видите, всё очень просто. Считаете, что сложно? Что на это сказать… Тогда ознакомьтесь с первой редакцией статьи 319 НК РФ (от 01.01.2002), которая никакой возможности выбора организации не предоставляла, а на императивной основе предписывало использовать исключительно метод распределения прямых расходов пропорционально плановой (нормативной) себестоимости. Вот уж когда у организаций была весёлая жизнь! В налоговом учёте – одно, в бухгалтерском – другое… Так-то. Итак, с группировкой прямых расходов, а также порядком их списания, мы определились. Да и вообще, так постепенно и незаметно мы разобрали все вопросы, касающиеся вариантов учёта расходов организации. А о доходах мы уже давно поговорили. Что дальше? Дальше – финансовый результат (прибыль или убыток) и, собственно, сам налог на прибыль. Этому и будет посвящена следующая «записка»… Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.