Учёт расходов, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль
Немного отойдём от вопросов раскрытия общеупотребительных моментов учёта расходов для целей исчисления налога на прибыль в учётной политике организации, и обратимся к тем их видам, которые встречаются только у организаций, занятых специфическими видами деятельности.
Начнём с учёта расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). В каком случае организация имеет возможность что-то выбрать из предлагаемых вариантов? Ответ на этот вопрос содержится в пункте 9 статьи 262 НК РФ. В нём идёт речь о принципах включения в состав текущих расходов затрат по законченным НИОКР. Организации предлагается два варианта:
- результат НИОКР признаётся НМА и амортизация по нему списывается исходя из определённого соответствующим образом срока полезного использования;
- расходы на НИОКР учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.
Как видим, в данном случае организации даётся право выбора между ускоренным списанием расходов, либо равномерным. Выбирая первый из двух предложенных вариантов, организация, как правило, уравнивает между собой бухгалтерский и налоговый учёт. Ну, если конечно, у организации не существует разрыва между методами списания стоимости амортизируемого имущества в состав расходов. Соответственно, данный метод более удобен (опять-таки, исключая тех, кто придерживается «фактора лени») тем, кто не заинтересован в быстром списании расходов и чрезмерном занижении налогооблагаемой базы. Со вторым же методом – с точностью до наоборот. Хотим понизить себе налоговую нагрузку – списываем результат НИОКР в расходы в течение двух лет. В общем, выбор варианта за организацией. Следующая группа учётных вариантов, которую мы здесь рассмотрим, связана с учётом расходов на освоение природных ресурсов. На что здесь нужно будет обратить внимание? Для начала, на распределение указанных расходов, относящихся к нескольким участкам недр. Или, если брать аналогии из бухгалтерского учёта, - так называемых общепроизводственных расходов. О необходимости закрепления указанного момента в учётной политике организации указано в пункте 2 статьи 261 НК РФ. При этом о вариантах выбора организации в данном конкретном случае в указанном пункте впрямую не говорится – просто сказано, что «указанные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учётной политикой для целей налогообложения». Но из бухгалтерского учёта мы знаем, что общепроизводственные расходы могут распределяться между объектами затрат (видами продукции, местами возникновения затрат, заказами и т. п.) пропорционально прямым расходам, заработной плате работающих, объёму выпускаемой продукции… Да мало ли баз распределения можно придумать? Вот организации и следует придумать как раз такую базу распределения, которая больше подходит именно ей, исходя из собственной специфики деятельности. Тут этим следует руководствоваться в первую очередь. Другой момент, связанный с необходимостью раскрытия информации в учётной политике организаций, занимающейся освоением природных ресурсов – это порядок отражения затрат в целях приобретения лицензии на право пользования недрами. Согласно пункту 2 статьи 261 НК РФ организация может эти расходы включить в стоимость лицензии. Тем самым указанные затраты станут составной частью амортизируемого имущества, и, соответственно, в состав расходов они попадут только через амортизацию стоимости НМА (лицензии). Этот вариант - для любителей равномерности признания расходов и выравнивания показателей бухгалтерского и налогового учёта. А те организации, которые не заинтересованы в затягивании процесса амортизации, могут применить ускоренный метод – списать указанные расходы равными долями в течение двух лет. Чувствуете сходство со списанием расходов по НИОКР? Я тоже. И срок списания аналогичный – всё те же два года. Напоследок обратим внимание ещё на такой вид расходов, встречающийся далеко не у всех организаций, по которому была предусмотрена возможность выбора – расходы на приобретение права на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или, которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках. Подпунктом 1 пункта 3 статьи 264.1 НК РФ предусмотрено, что затраты на приобретение таких земельных участков включаются в состав прочих расходов одним из выбранных способов:
- равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее 5 лет;
- в размере, не превышающем 30% исчисленной в соответствии со статьёй 274 НК РФ налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.
Погодите радоваться - этот момент выбора носит «ретроспективный характер», так как он действовал только применительно к земельным участкам, приобретённым организацией у государства (муниципалитета) в период с 01.01.2007 по 31.12.2011 включительно (согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). А зачем тогда он здесь рассматривается, спросите вы. А затем, чтобы не забыли указанный момент из учётной политики исключить вовремя (если он был там отмечен), и не включали в новую учётную политику, если соответствующая хозяйственная операция у вас появится. Что было – то было. А к новым отношениям этот момент послабления налогового бремени уже не относится.
Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.