149

Судебная реформа стала ближе

Три технических законопроекта, регламентирующих ее проведение подписаны президентом и опубликованы. Все они были внесены президентом еще до того, как был принят основополагающий — об объединении высших судов.

Три путинских законопроекта призваны разъяснить, как это будет работать технически:

Все три проекта документов внесли в Госдуму 21.11.2013. Интересно, что это произошло еще до окончательного принятия депутатами законопроекта об объединении ВАС РФ и ВС РФ. На сегодняшний день он уже одобрен Советом Федерации. Однако в дальнейшем ему потребуется обязательная в случаях изменения Конституции оценка региональными законодателями.

Напомним также, что сегодня Высший Арбитражный Суд РФ — это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он служит вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Федерации. Это прописано в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС РФ устанавливаются Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Отметим, последний раз Конституция менялась 4,5 года назад. Изменения в неё внесли законы от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и 7-ФКЗ. Согласно им, Президент РФ избирается сроком на шесть лет, Госдума — на пять. Кроме того, Правительство должно ежегодно отчитываться перед нижней палатой о результатах деятельности.

Конституционным поправкам и пересмотру Конституции посвящена ее Глава 9. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить президент, Совет Федерации, Госдума, Правительство, законодательные органы регионов и группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

При этом положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут пересматриваться Федеральным Собранием. Поправки к главам 3—8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Изменения вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.