123

Малый бизнес вынут из сетей

Закон о торговых сетях могут изменить на пользу мелким продавцам. Понятие "торговая сеть" предлагается переформулировать. Это делается для того, чтобы под него не попадал малый бизнес.

Депутат Балаш Балашов от фракции "Единая Россия" внес на рассмотрение в Государственную думу законопроект, кардинально меняющий ныне существующее понятие торговой сети.

Сейчас п. 8 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ определяет торговую сеть как "совокупность двух или более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух или более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации".

По мнению автора законопроекта, такое нормативное определение торговой сети приравнивает владельца двух-трех небольших торговых павильонов к ретейлинговым холдингам. Соответственно, как считает депутат, установленные действующим законом запреты и предписания распространяются равно как на крупные торговые компании, так и на мелких предпринимателей, чьи доходы значительно меньше, чем миллиардные обороты гипермаркетов.

Балашов предлагает изменить прописанное в законе понятие торговой сети следующим образом:

Торговая сеть — это совокупность десяти и более стационарных торговых объектов общей площадью не менее 50 кв. метров каждый, которые находятся под общим управлением, или совокупность десяти или более стационарных торговых объектов общей площадью не менее 50 кв. метров каждый, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Однако председатель совета Московского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Жарков уверен, что данный законопроект больше похож на лоббизм со стороны представителей самих сетевиков. "Он никак не повлияет на ситуацию на рынке и не приведет к увеличению числа магазинов шаговой доступности", — цитирует Жаркова сайт общественной организации.

По мнению председателя "Опоры", для развития малого бизнеса в торговой сфере важно наличие свободных помещений и максимальный доступ к ним. Все остальные вопросы — косвенные и не так сильно влияют на положение мелких розничных продавцов. "Внесенный в Госдуму законопроект будет интересен тем предпринимателям, которые уже имеют определенное количество магазинов, и не хотят, чтобы их считали сетями", — считает Жарков.

Напомним, что в 2011 Правительство утвердило стратегию развития торговли до 2020 года Приказом Минпромторга РФ от 31.03.2011 № 422.

Добавим, что сейчас российская торговля регламентируется федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". В частности, ограничения деятельности торговых сетей прописаны в статьях 13 и 14 настоящего закона. Статья 13 вводит антимонопольные правила для сетевиков, запрещая:

  1. создавать дискриминационные условия и препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка конкурентов;

  2. нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

  3. навязывать поставщикам невыгодные условия и ограничения, приводящих последних к убыткам;

  4. осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Статья 14 ограничивает возможность приобретения дополнительных площадей торговой сетью, если ее доля «превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год».