Биржевой Николай
781

Россиянам грозит кредитный дефолт

В Центробанке считают, что потребительское кредитование вошло в зону риска. Люди не соизмерили свои доходы с долговой нагрузкой. Однако росту закредитованности способствовали и сами банки.

«Связной банк» провел исследование, о результатах которого рассказала газета «Ведомости». Банк проанализировал кредитные истории граждан, обращающихся к нему за кредитом. Специалисты выяснили, что в России наблюдаются типичные признаки кредитного дефолта. Директор департамента розничного риск-менеджмента «Связного банка» Андрей Козляр назвал результаты исследования удручающими. По его словам, люди не соизмерили свои доходы с кредитной нагрузкой, увеличивали потребление в долг, а банки использовали это для наращивания портфелей. Эксперт привел следующие данные:

За прошлый год доля заемщиков, обслуживающих пять и более кредитов, выросла с 6 до 19%. У этой категории людей размер долга перед всеми кредиторами превышает 500 000 руб. на человека. Это вдвое больше среднедушевого годового дохода россиян, который, по данным Росстата, составлял в 2012 г. около 245 000 руб. Объем кредитов населения за последние два года практически удвоился — 8,8 трлн на июль 2013 г., а среднедушевые доходы россиян, по Росстату, за этот период выросли примерно на 22%.

Газета отмечает, что, по данным Центробанка и кредитных бюро, количество розничных заемщиков оценивается в 34 млн человек, то есть 45% экономически активного населения. Причем в некоторых регионах доля экономически активного населения, получившего кредиты, близка к 100%. Сейчас в портфелях российских банков проблемных розничных кредитов на сумму 426,6 млрд рублей. За январь — май их объем вырос на 92 млрд рублей, тогда как за весь прошлый год прирост составил 50 млрд рублей. Эксперты опасаются, что это может оказаться вершиной айсберга. Многие заемщики сохраняют лишь иллюзию платежеспособности. «Ведомости» пишут:

В последние пару лет в России появился целый разряд клиентов, которые каждые 4-6 месяцев берут новый кредит и частично используют его для ежемесячных платежей по предыдущим ссудам, показало исследование «Связного банка». «У такого заемщика поддерживается хорошая кредитная история, но если в следующий раз ему не удастся получить новый кредит, то “посыпятся” все прежние ссуды», — предупреждает Козляр. Это не частная ситуация в каком-то одном банке. Получив кредит в «Связном банке», клиенты в течение следующих двух лет наращивают свою задолженность более чем в 3 раза, набирая кредиты в других банках, рассказывает Козляр. В числе кредиторов этих клиентов практически все розничные банки, наиболее активно клиенты набирали кредиты в Сбербанке , ХКФ-банке, Альфа-банке, ТКС, «Русском стандарте», «ВТБ 24», перечисляет он. Это очень опасно, сетует Козляр: «Сейчас банки молчат о закредитованности своих клиентов, чем только усугубляют ситуацию: если человек, которому ты выдал третий кредит, завтра возьмет еще парочку и не сможет платить, он не вернет [долг] никому». «Платежеспособность заемщиков резко упала — это похоже на дефолт, но причины не ясны — экономическая ситуация в стране настолько не ухудшилась», — удивляется предправления банка из топ-5 лидеров экспресс-кредитования. «Люди не рассчитали свои финансовые возможности», — объясняет гендиректор НБКИ Александр Викулин.

По мнению Андрея Козляра, росту закредитованности способствовали сами банки. Они выбрали наиболее легкий путь — давать кредиты тем, у кого есть положительная кредитная история. В результате, заявил эксперт, получается, что у людей, которые никогда кредитов не брали, не имеют долговой нагрузки, меньше шансов получить кредит, чем у тех, кто вылачивает три кредита. Рост просроченной задолженности сопровождается снижением эффективности взыскания долгов. «Ведомости» рассказывают:

Сейчас банкам удается вернуть 40% платежей, просроченных на 1-2 месяца, и 20% — просроченных свыше 2 месяцев (в начале 2011 г. возвращалось 60 и 40% соответственно). Дело не в том, что банковские службы взыскания стали работать хуже, уверяет Козляр, а в том, что у должников нет доходов, чтобы возвращать такие объемы кредитов. По его мнению, ближайшие полтора года банки посвятят борьбе за собираемость долгов: «Придется что-то изобретать, чтобы среди многочисленных кредиторов оказаться первым в очереди на возврат денег с задефолтившего заемщика». «Клиентов, уходящих в просрочку, [стало] труднее вернуть в нормальный график погашения — у одного клиента может быть несколько непогашенных кредитов в разных банках, и в такой ситуации мы стремимся оказаться “первыми в очереди” на погашение его просроченной задолженности», — рассказывал недавно предправления «Ренессанс кредита» Алексей Левченко, комментируя причины шестикратного падения прибыли банка в первом полугодии. Проблему видит и регулятор. «Банки с повышенной концентрацией деятельности в секторе потребительского кредитования находятся в зоне риска <...> Банки продолжают наращивать темп потребительского кредитования, что может привести <...> к невозврату ссуд и существенному ухудшению качества кредитного портфеля», — признал регулятор в обзоре финансовой стабильности за I квартал.

Газета сообщает, что ЦБ планирует ограничить максимальную полную стоимость потребительских кредитов и ограничить максимальную долю дохода, которую заемщик направляет на уплату долга по кредиту. Директор департамента финансовой стабильности ЦБ Владимир Чистюхин сказал:

ЦБ рассматривает два варианта ограничения показателя долга к доходу (debt to income, DTI): более жесткий, предполагающий прямое ограничение банкам выдавать кредит при превышении DTI определенного значения, и более мягкий вариант, когда решение банка о выдаче кредита клиенту с завышенным DTI повлечет более жесткие требования, например, к коэффициентам риска и резервам по такому кредиту. Придется «решать вопрос» и с организацией работы бюро кредитных историй, чтобы банки, выдавая ссуду, точно знали, где еще заемщик взял кредиты и какая долговая нагрузка у членов семьи этого заемщика.
Как мы писали ранее, россияне привыкают жить в долг. Специалисты говорят, что в стране насчитывается 4,5-5 миллионов «долговых наркоманов». Речь идет о людях с кредитными историями более чем в пяти финансовых учреждениях. Мы сообщали, что россияне влезают в новые долги, чтобы расплатиться со старыми. В то же время, по наблюдениям Центробанка, в России наметилась новая тенденция – становится меньше просроченных кредитов. В мае их доля сократилась с 11,8 до 11,6%. Причем дело тут, скорее всего, не в заёмщиках. Это банки стали принимать меры — осторожнее выдавать займы и активнее избавляться от плохих долгов. Мы также рассказывали, что Госдума может ввести для российских заемщиков так называемый «период охлаждения». Взявшие кредит смогут передумать. Гражданам разрешат вернуть всю сумму. При этом никаких санкций и штрафов для крепких задним умом россиян не будет. Такие поправки ко второму чтению законопроекта о потребительском кредитовании подготовил депутат Анатолий Аксаков. По его замыслу, деньги можно будет вернуть кредитору без предупреждения. В отдельных случаях «период охлаждения» растянется на месяц. Напомним, вопросы кредитования регулируются, в частности, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности":

Процентные ставки по кредитам... и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом... Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять... комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом... По кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Эти вопросы также регламентирует глава 42 Гражданского кодекса РФ. Кредитные организации должны представлять информацию о выданных средствах хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр.