238

Россияне стали меньше покупать

Индекс потребительского доверия в России падает второй квартал подряд. Россияне неохотно тратят заработанное, особенно на непродовольственные товары. Продавцы называют разные причины: экономическая ситуация в Европе, сезон отпусков, высокие продажи в конце прошлого года.

По итогам I квартала 2013 года индекс потребительского доверия Nielsen снизился на 3 пункта до 81, пишет газета «Ведомости». В IV квартале прошлого года он также упал с 87 до 84 пунктов. Региональный директор Nielsen в России и странах Северо-Восточной Европы Пол Уокер объяснил пессимизм россиян, в частности, «настораживающими новостями из еврозоны». Он привел данные опроса:

Россияне вступили в 2013 год с опаской, что сделало их потребительское поведение более сдержанным: 2/3 опрошенных считают, что сейчас не лучшее время для трат, а каждый третий (34%) и вовсе сберегает свободные деньги…

Более половины российских респондентов (56%) назвали свое финансовое положение плохим или не очень хорошим на ближайший год по сравнению с 48% в предыдущем квартале.

Представители крупных магазинов рассказали, как у них обстоят дела с продажами. Газета сообщает:

Потребительский пессимизм уже нашел отражение в розничных продажах. В I квартале сильного сокращения спроса не было, говорит гендиректор Inventive Retail Group (управляет монобрендовыми магазинами re:Store‚ Lego, Sony Centre, Samsung и Nike) Тихон Смыков. «Мы почувствовали заметные изменения в апреле — мае. Стали существенно меньше продавать по сравнению с мартом во всех направлениях, кроме одежды, где апрель — высокий сезон, — говорит Смыков… «Покупать стали меньше, и покупки стали дешевле», — констатирует гендиректор Inventive и винит в этом длинные майские праздники, когда многие уехали на отдых. Но говорить, что это долгосрочная тенденция, рано, считает Смыков.

Продажи крупнейшего ритейлера электроники и бытовой техники «М.видео» говорят о серьезном сокращении динамики…

«Действительно, год начался вяло», — подтверждает совладелец Ideas4retail (сети Imaginarium, Mamas & Papas, Hamleys, Cook House) Евгений Бутман. Он связывает это с высокими продажами конца прошлого года и падением трафика торговых центров по стране в целом…

Трафик в торговых центрах медленно снижается уже не первый год, указывает Денис Соколов из Cushman & Wakefield, это естественный процесс, ведь чем больше новых центров появляется, тем меньше посетителей в каждом из них. И тут на первое место выходит уровень конвертации трафика, говорит он, т. е. какая часть посетителей в итоге совершает покупку. По словам Соколова, в последнее время число людей, которые ходят в торговые центры «просто поглазеть», заметно сократилось, так как в городах появляется все больше других мест для развлечений — парков, музеев и т. д.

Впрочем, снижение продаж заметили не все. «Несмотря на традиционное снижение продаж в I квартале, в нашей сети продажи увеличились на 28% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а продажи по сопоставимым магазинам — на 11%», — радуется гендиректор группы «Детский мир» Владимир Чирахов.

Как мы писали ранее, аналитики Cushman & Wakefield предсказывают, что в ближайшие два года Россия займет первое место в Европе по количеству торговых площадей. Сейчас лидирующие позиции занимают Франция и Великобритания. Эксперты считают, что торговая недвижимость в России сейчас растет за счет регионов.

Напомним, требования к организации и осуществлению торговой деятельности на территории России изложены в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ. Документ устанавливает, что власти субъектов РФ должны содействовать развитию торговой деятельности, а также разрабатывать и реализовывать региональные программы развития торговли.