358

Минюст защитит юрлиц и граждан от законодательного спама

В ведомстве считают, что многие нормативно-правовые акты издаются спонтанно. По мнению заместителя министра Юрия Любимова, для того чтобы закон действовал на долгую перспективу, он должен быть детально проработан.

Министерство юстиции РФ хочет избавить российское законодательство от нормотворческого спама. Так статс-секретарь - заместитель министра юстиции РФ Юрий Любимов назвал нормативно-правовые акты, в которых нет большой необходимости. Представитель Минюста рассказал журналу «Экономика и жизнь», чем вызвана чрезмерная законотворческая активность ведомств и как можно исправить положение.

Замглавы министерства отметил, что в России зачастую вместо издания одного акта принимается несколько. Он считает, что есть как естественные, так и искусственные причины увеличения объема нормотворчества. Юрий Любимов сказал:

Мы как страна, которая пережила 20 лет назад переход от одной социально-экономической модели к другой и находится в стадии динамичного развития, до сих пор меняем законодательство в восстановительном порядке. У нас меняются институты: собственность, обязательства, меняется отраслевое законодательство. Плюс к этому скорость изменения законодательства возрастает в связи с ускорением технологического развития. Но наряду с этими естественными причинами увеличения объема нормотворчества у нас существует целый ряд совершенно искусственных причин…

Представьте: какому-либо ведомству сверху дают поручение разработать законопроект в определенный срок. А ведомство за отведенное время не успевает согласовать проект с другими заинтересованными ведомствами. Что делает чиновник, когда не успевает подготовить качественный законопроект? Выпускает пустой бланкетный документ со ссылками на регулирование посредством постановлений правительства. Аналогичная ситуация складывается и на следующей стадии, когда под закон выпускается постановление правительства: выходит бланкетный текст, в котором делаются ссылки на ведомственные акты. В результате значительный объем регулирования, который по-хорошему должен быть в законе или в крайнем случае в постановлении правительства, реально спускается на уровень ведомственного акта. И это способствует росту количества регулирующих документов в геометрической прогрессии.

Есть еще несколько кустовых проблем, которые искусственным образом увеличивают количество нормативных актов. Во-первых, повторяющиеся технические акты, которые вполне могли быть кодифицированы внутри одного ведомства, например 1500 стандартов медицинской помощи, которые мы регистрировали весь декабрь и январь. Или практически все антикоррупционное законодательство, которое транслируется совершено одинаковыми приказами по каждому из ведомств. Другой пример - указ, касающийся ограничений для предоставления российскими стратегическими предприятиями информации по запросам иностранных регуляторов. Под него сейчас каждым из ведомств, которые курируют стратегические предприятия, принимаются свои приказы. Через Минюст прошли уже пять или шесть таких документов.

Заместитель министра убежден, что нормативный акт, который действительно будет работать, нельзя подготовить быстро. Документ должен быть обдуман, обоснован, просчитан, обсужден, согласован, и только тогда он будет действовать на долгую перспективу. Юрий Любимов уверен, что в большинстве случаев можно было бы более детально и комплексно проработать регулирование в акте более высокой юридической силы: законе, указе президента или постановлении Правительства. Он заявил:

Ведомства не должны стремиться к зарегулированию, а тем более к пересмотру уже изданных и работающих решений. Излишне говорить, насколько это плохо для экономики: такая нестабильность лишает возможности прогнозировать длительные бизнес-процессы и создает дополнительную нагрузку на юристов, компании и граждан, которые вынуждены всем этим спамом руководствоваться.

Минюст пытается влиять на сложившуюся ситуацию. Некоторые документы возвращаются к разработчикам с отрицательными заключениями. Кроме того, помогает повысить качество норм, регулирующих работу бизнеса, оценка регулирующего воздействия. Такую оценку уже два года проводит Министерство экономического развития.

Помимо этого запущен новый механизм – отмена действующих актов. Однако, по словам Юрия Любимова, должен быть налажен процесс выявления документов, которые фактически уже давно не применяются. Замминистра отметил:

Мне лично импонирует идея о технической чистке законодательства и избавления его от таких явно архивных документов. Это упростило бы общую правовую базу и, главное, практику ее применения.

Юрий Любимов уверен, что Минюст мог бы быть полезнее в качестве активного участника нормотворческого процесса:

Сегодня Минюст - фильтр для некачественного и незаконного ведомственного нормативного материала на его пути к правоприменителю.

Но я считаю, что мы могли бы сыграть большую роль в этом процессе, если бы могли в том числе формулировать и предлагать ведомствам рекомендации по работе с теми актами, которые уже существуют и нарушают права заинтересованных лиц. Было бы интересно создать такой механизм. Мы должны следить за всем массивом ведомственного нормативного материала, в том числе за его соответствием законодательству, которое было принято уже после вступления в силу этих ведомственных актов. Пока из-за загруженности мы мало этой функцией пользуемся, но есть пути для ее расширения.

Мне бы хотелось, чтобы из ведомства, которое является рецензентом актов, Минюст превратился в активного участника законотворческой деятельности, который транслирует потребности общества в изменении актов общего характера. Каждое ведомство следит за своим отраслевым законодательством…

Надеюсь, в ближайшее время мы сможем предложить системные решения по сокращению законодательства, его консолидации и кодификации.

Напомним, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательной государственной регистрации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 эта функция возложена на Минюст. Госрегистрация включает в себя:

  • правовую экспертизу соответствия документа законодательству РФ;

  • антикоррупционную экспертизу;

  • принятие решения о необходимости государственной регистрации;

  • присвоение регистрационного номера;

  • занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

В регистрации может быть отказано, если Минюст установил несоответствие акта законодательству или выявил коррупциогенные факторы.

Добавим, что правила проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов утверждены постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318.