239

Аудиторы настучат о подозрительных операциях своих клиентов

В закон о противодействии отмыванию денег добавятся дополнительные требования.

Аудиторов обяжут сообщать в Росфинмониторинг о выявленных подозрительных операциях. Это предусматривает разработанный в Министерстве финансов законопроект. Его представило на суд общественности Министерство экономического развития. Документ вносит изменения в законы о противодействии отмыванию денег и об аудиторской деятельности.

В правовые акты добавятся дополнительные требования к аудиторам. Имеется в виду идентификация клиентов, организация внутреннего контроля, фиксирование и хранение информации при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг. В этом аспекте деятельность аудиторов и аудиторских организаций уподобится работе нотариусов и адвокатов. На них возлагаются аналогичные обязанности.

При выявлении операций, которые могут проводиться в целях отмывания денег, специалистам предписывается сообщить об этом куда следует:

При наличии... любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

Разглашать факт передачи подобной информации запрещается.

Напомним, закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ направлен на предупреждение и пресечение отмывания денег и финансирования терроризма. Документ регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, контролирующих проведение таких операций.

Добавим, правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ. Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

По закону, обязательный аудит проводится в следующих случаях:

  1. Организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества.
  2. Ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
  3. Организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией такого фонда и т.п.
  4. Объем выручки организации (за исключением органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий и т.д.) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.
  5. Организация (за исключением органа власти, местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
  6. В иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок. В данном случае предусматривается вступление в силу через 90 дней после опубликования правового акта.