227

ФАС России приняла прецедентное решение против SMS-спамеров

Если клиент зарегистрировался на сайте фирмы, это не значит, что его можно заваливать СМС-сообщениями. Формальное согласие гражданина в расчет не принимается, решили в ФАС России. За навязчивую мобильную рекламу компании грозит существенный штраф.

Если клиент зарегистрировался на сайте фирмы, это не значит, что она вправе заваливать его СМС-сообщениями. Причем даже если условием регистрации было согласие на рассылки. К такому выводу пришли в Федеральной антимонопольной службе. Рассмотрев заявление гражданина, она решила оштрафовать курсы иностранных языков за агрессивную мобильную рекламу. Если поток навязчивой коммерческой информации не прекратится, административные санкции ужесточатся.

Теперь россиянам будет проще жаловаться на спам, получаемый после заполнения регистрационных анкет на сайтах. Решение ФАС России создает прецедент, отмечает газета "Известия":

...при заполнении формы регистрации на сайте компании пользователю предъявляется Соглашение о защите прав и информации. В его первом пункте говорится: «Предоставив Ваши персональные данные... Вы автоматически соглашаетесь с тем, что указанные Вами данные могут быть использованы... в информационной и рекламной рассылке».

Однако ФАС посчитала, что такое разъяснение не содержит в себе документального подтверждения того, что именно этот гражданин дал согласие на получение... рекламных SMS. Кроме того, ФАС учла, что English First не прекратила рассылки после просьбы гражданина...

Юристы считают решение ФАС прецедентным. Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе полагает, что решение ФАС может служить прецедентом для вынесения административных решений по аналогичным делам. Что касается нижестоящих структур ФАС, то они, несомненно, будут реализовывать такой подход. Если же похожие дела будут рассматриваться судами, то там должна возникнуть своя практика, которой суды будут придерживаться, если она найдет поддержку у высших судебных инстанций.

— Если говорить о сути решения ФАС, то регистрационная форма на сайте не позволяет однозначно идентифицировать личность человека, который произвел регистрацию, именно поэтому факт такой регистрации не может служить документальным доказательством согласия конкретного лица на получение рекламных сообщений. Важно еще и то, что попытки отписаться от рассылок ни к чему не привели...

Добавим, недавно "Санкт-Петербургские Ведомости" опубликовали пошаговую инструкцию для абонентов, страдающих от СМС-спама:

Вы в свою очередь должны сохранить рекламную информацию в телефоне либо записать дату, время и полный текст посланий. Если же эти сообщения не сохранились, то не страшно: согласно закону «О связи», реквизиты и тексты всех без исключения сообщений должны храниться оператором связи не менее шести месяцев.

Итак, ваш первый шаг на пути избавления от навязчивых сообщений – это личное посещение отдела обслуживания в офисе компании связи (можно отправить кого-то по доверенности), чтобы написать заявление, в котором просите отказаться от всех рекламных SMS. Укажите при этом, что вы никому не давали согласие рассылать рекламу на ваш мобильный номер. Копию такого заявления с отметкой отдела обслуживания о получении сохраните у себя.

Если, несмотря на ваше заявление, поток рекламы не иссякает, то второй шаг – направление претензии оператору связи с приложением копии вашего предыдущего заявления. Ответ на претензию должен быть предоставлен вам в письменной форме в течение двух месяцев с даты подачи претензии.

Третий шаг (уже более неприятный для оператора сотовой связи) – жалоба в Федеральную антимонопольную службу о нарушении законодательства о рекламе. Такую жалобу вы можете составить самостоятельно, перечислив рекламные сообщения, и направить заказным письмом с уведомлением о вручении, приложив копию переписки с оператором.

Напомним, правовые основы деятельности в области связи на территории РФ устанавливает закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ. Он также определяет полномочия органов власти в области связи, права и обязанности лиц, пользующихся услугами связи.

Распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Реклама признается распространенной без предварительного согласия, если рекламораспространитель не докажет, что оно было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Таковы требования закона о рекламе.

Нарушение законодательства о рекламе наказывается по статье 14.3 КоАП РФ. Для граждан штраф составляет от 2 до 2,5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 4 до 20 тысяч, для юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как мы сообщали ранее, за незаконную рекламную СМС-рассылку ФАС России оштрафовала и её заказчика, и сотового оператора, который способствовал нарушению закона. Компаниям «Мегафон» и «Подиум» придётся заплатить 110 тысяч рублей. Фирмы распространяли SMS-рекламу без согласия абонента на ее получение. ОАО «Подиум» было рекламодателем и рекламораспространителем. ОАО «Мегафон» антимонопольщики также признали рекламораспространителем.

Обычно в подобных случаях сотовые операторы себя виноватыми не считают. "Вы оставили свой номер телефона где-то в Интернете", — говорят они. В службе поддержки абоненту зачастую предлагают обратиться в ту фирму, которая шлёт ему рекламу.