125

Налоговые споры велели рассматривать по-другому

Судьям придется изучать экономику. При разборе налоговых споров нужно будет учитывать не только текст законов, но и экономический смысл.

Глава Высшего Арбитражного Суда велел судить по-другому. Его указание касается рассмотрения налоговых споров. Антон Иванов считает, что судьям не пристало ограничиваться только знанием законов. Пора учить экономику, убеждён глава ВАС РФ. Раньше судьи опирались только на букву закона. По его мнению, теперь нужно действовать по-другому – анализировать экономические отношения и их смысл применительно к конкретному случаю. Правовед привёл ряд примеров – тяжбы, в которых необходимо было учитывать природу экономических отношений или финансовое положение налогоплательщика. Газета "Коммерсант" называет инициативу Иванова революционной:

На конференции "Судебные доктрины в налоговом праве" председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов открыто призвал судей рассматривать налоговые споры на основе анализа реальных экономических отношений, а не формального применения законов. Призыв ВАС революционен: до последнего времени суды вполне осознанно избегали экономического смысла разбираемых споров.

...по мнению главы ВАС, "необходимо принимать во внимание принцип равенства налогоплательщиков, а не обходиться общими фразами о праве законодателя устанавливать разное регулирование по собственному произволу". При этом экономический анализ требуется чаще, чем он применяется на практике,— например, в трактовке установленных налоговых льгот. Тем более что в Налоговом кодексе записано, что "налоги не могут быть произвольными и должны иметь экономические основания".

...В ряде дел, например, о взыскании "налога с налога", были выявлены платежи, которые по экономической природе не могут быть объектом налогообложения, причем этот вывод был сделан судом "исходя из природы экономических отношений, а не конкретных норм налогового кодекса". Еще чаще экономический анализ требуется с точки зрения принципа справедливости из-за "специфики технических норм Налогового кодекса"...

В своем докладе он привел ряд конкретных дел, которые были напрямую связаны с реальным экономическим положением налогоплательщика. Например, рекламное агентство на Крайнем Севере из-за несбалансированных параметров базовой доходности вынуждено было заплатить налогов на сумму, вдвое превысившую его доход.

...Председатель ВАС призвал нижестоящие суды не сохранять экономически необоснованные и несправедливые формулировки, помогая тем самым шлифовке Налогового кодекса. При этом он заверил, что отмена решений нижестоящих инстанций в результате неправильно проведенного ими экономического анализа рядовым судьям в вину не ставится.

Напомним, Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Это прописано в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". ВАС является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда устанавливаются Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Как мы недавно сообщали, со временем станет обязательным досудебное урегулирование налоговых споров. Это предусматривает законопроект, опубликованный на сайте Министерства финансов. Поправки касаются части первой Налогового кодекса. Изменится также процедура оспаривания решений налоговых органов.

Добавим, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок обжалования изложен в Главе 19 Налогового кодекса РФ. Так, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 НК РФ.