Верховный Суд разрешил не пускать инвалидов в самолет
Истцы добивались, чтобы Суд заставил авиакомпании перевозить лежачих больных, а также инвалидов-колясочников. Служители Фемиды не стали этого делать. Они оставили авиаперевозчикам право ссылаться на отсутствие подходящих условий. При этом действующее законодательство велит такие условия создать, однако штрафы за игнорирование требования ничтожно малы.
Авиакомпании смогут и дальше не пускать на борт инвалида-колясочника или больного на носилках. Если в самолете нет условий для таких перевозок, то ограничение оправдано. Оно продиктовано заботой о безопасности пассажиров. К такому выводу пришёл Верховный Суд РФ. Он рассмотрел заявление Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль в действии".
Истцы хотели, чтобы государство заставило авиакомпании в любом случае перевозить лежачих больных, а также инвалидов-колясочников. По мнению заявителя, сейчас таким гражданам могут произвольно отказать в перевозке. Соответствующие нормы авиационных правил и стали предметом тяжбы. Служители Фемиды не согласились с правозащитниками. Авиаперевозчикам оставили право ссылаться на отсутствие подходящих условий.
Детально о ходе разбирательства рассказывает информагентство РАПСИ:
...представитель министерства-ответчика Дмитрий Коновалов напомнил суду о другой норме данных правил, в соответствии с которой перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, если состояние его здоровья требует особых условий, либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц...
По данным Минтранса, в Госдуме уже прошел первое чтение подготовленный специалистами ведомства законопроект, в котором уточняются необходимые технические особенности пассажирских самолетов и который в конечном итоге заставит перевозчиков обновить или переоборудовать свой авиапарк, но не снимет с пассажиров обязанность заранее информировать авиакомпании о том, что им могут понадобиться специальные условия.
Между тем, представитель Минюста Марина Костецкая поддержала заявителей, отметив, что статья 15 ФЗ "О соцзащите инвалидов" обязывает все российские организации предоставлять инвалидам возможность беспрепятственного доступа к любым услугам и информации, равно как и в любой вид транспорта.
Прокурор Лариса Масалова... сообщила, что буквальное содержание оспариваемого пункта свидетельствует о том, что отказать в перевозке можно в одном случае — если нет условий. Поскольку покупка билета является гражданско-правовым договором, его можно расторгнуть, в том числе, по инициативе перевозчика, если требуются особые условия перевозки, напомнила Масалова. Она уверена, что право перевозчика отказать в перевозке колясочника или лежачего больного обусловлено, прежде всего, безопасностью других пассажиров.
Судья Романенков огласил лишь резолютивную часть решения, после изготовления мотивированной версии которого у сторон будет возможность подать жалобу в вышестоящую инстанцию.
Напомним, государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ определяет Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ. Её цель — обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Статья 15 этого закона посвящена обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к различным объектам. Она велит всем организациям создавать условия инвалидам (включая использующих коляски) для беспрепятственного пользования воздушным и другим транспортом. В правовом акте говорится:
Организации... осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Ответственность за уклонение от исполнения этих требований прописана в статье 9.13 Кодекса об административных правонарушениях. Санкции для авиакомпаний незначительны: штраф для должностных лиц составляет 2—3 тысячи рублей, для юридических — от 20 до 30 тысяч.
Федеральные правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, а также требования к обслуживанию пассажиров утверждены Приказом Минтранса от 28.06.2007 N 82. Документ регламентирует в том числе перевозки отдельных категорий пассажиров:
Перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, или больного на носилках производится в сопровождении лица, обеспечивающего уход за этим пассажиром в полете.
Правилами перевозчика может быть предусмотрена перевозка пассажира в кресле-коляске, неспособного передвигаться самостоятельно, или больного на носилках под наблюдением перевозчика.
Перевозка больного на носилках производится с предоставлением ему дополнительных мест на воздушном судне с оплатой, установленной перевозчиком.
Перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров.
Авиакомпании вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Однако они не должны противоречить общим правилам и ухудшать уровень обслуживания. Такие нормы содержатся в статье 102 Воздушного кодекса РФ.
"О судебной системе Российской Федерации"
Статья 102 Воздушного кодекса РФ. Выполнение правил воздушных перевозок
Приказом Минтранса от 28.06.2007 N 82
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ