209

Органы МСУ смогут устанавливать территории, где нельзя продавать алкоголь

Такими полномочиями органы местного самоуправления предлагает наделить Минпромторг. Ведомство подготовило правила определения границы территории, на которой запрещена продажа алкоголя.

Министерство промышленности и торговли РФ опубликовало обновленные правила определения территорий, на которых запрещена продажа алкоголя. Ведомство подготовило соответствующий проект постановления. Документ устанавливает, рядом с какими объектами нельзя продавать алкогольную продукцию. Также даны указания органам МСУ, как устанавливать границы прилегающих территорий.

В проекте постановления отмечается, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих:

а) к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта;

б) к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) к объектам военного назначения

Причем прилегающая территория включает в себя обособленную и дополнительную. Министерство предоставило возможность органам МСУ корректировать удаленность до торговых точек в зависимости от особенностей конкретной местности. В пояснительной записке говорится:

С целью дифференциации проектом постановления предусматривается, что величина расстояния и способ его расчета определяются органами местного самоуправления самостоятельно с учетом положений проекта постановления. При этом проектом постановления предусматривается, что максимальное значение расстояния от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов и иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, а также объектов военного назначения, не может превышать минимальное значение указанного расстояния, установленного для вида перечисленных организаций или объектов в муниципальном образовании более чем на 10 процентов. Это позволит органам местного самоуправления устанавливать унифицированное расстояние для каждого типа перечисленных организаций, а также корректировать указанную величину в пределах 10 процентов с учетом конкретных особенностей местности и застройки.

Следует отметить, что … органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Таким образом, реализуя указанное полномочие, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения мест розничной продажи алкогольной продукции, с учетом особенностей конкретного субъекта Российской Федерации.

Как мы писали ранее, Минпромторг определил критерии, в соответствии с которыми будет определяться территории, где запрещено продавать алкоголь. В частности, розничная продажа не разрешается в местах массового скопления граждан, нахождения источников повышенной опасности, рядом с детскими, медицинскими, спортивными учреждениями, объектами военного значения, оптовыми и розничными рынками, вокзалами, аэропортами. Идентифицировать эти учреждения будут по кодам видов предпринимательской деятельности.

Авторы проекта считают, что предложенные меры будут способствовать снижению объемов потребляемой алкогольной продукции, улучшению демографической ситуации в стране, увеличению продолжительности жизни населения, сокращению уровня смертности, формированию стимулов к здоровому образу жизни, а также борьбе с нелегальным оборотом алкоголя.

Напомним, правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления алкогольной продукции устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Наказания за нарушение законодательства в этой сфере прописаны в Кодексе об административных правонарушениях. В частности, статья 14.16 карает за нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.