Юридические лица тоже получат судимость
Масштабные поправки в УК и УПК призваны противодействовать преступности юридических лиц. Регламентируются основания для уголовно-правового воздействия, виды мер уголовно-правового характера, сроки судимости юридических лиц.
В России появятся юридические лица с судимостью. Организации вскоре смогут испытать на себе, что такое меры уголовно-правового воздействия. Это предусматривает законопроект, разработанный Следственным комитетом РФ. Документ опубликован на сайте СКР. Речь идёт о масштабных преобразованиях в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах. Их пополнят рядом новых норм. Регламентируются основания для уголовно-правового воздействия, круг организаций, которых оно может коснуться, виды мер уголовно-правового характера, сроки судимости юридических лиц и так далее. Среди подобных мер называются штраф, лишение лицензии, квоты, преференций или льгот, а также запрет на деятельность в России и принудительная ликвидация.
Требование о введении уголовной ответственности юрлиц содержатся во многих международных правовых актах. Среди них – Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенция ООН против коррупции, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию и другие.
Разработчики проекта отмечают, что в Уголовном кодексе нет санкций за причастность компании к преступлению. Действующий же сейчас механизм неэффективен: по фактам причастности юрлиц к корпоративной коррупции за 3 года к административной ответственности привлекли примерно 20 организаций. Законодательство также не позволяет эффективно противодействовать противоправной деятельности фирм-однодневок. «В России сформировался новый вид преступности – преступность юридических лиц, - заявляют в СКР. - Этот вид преступности представляет реальную угрозу экономической безопасности государства, а также интересам добросовестных участников экономического оборота». В пояснительной записке ведомство подробно рассказывает о сути реформы:
…проект закона предусматривает правовую конструкцию, предполагающую отнесение уголовно-правового воздействия в отношении причастных к преступлению юридических лиц не к одному из видов уголовного наказания, а к предусмотренным разделом VI УК РФ иным мерам уголовно-правового характера.
…причастность к преступлению определяется как совершение преступления в интересах юридического лица либо как использование юридического лица в целях совершения, сокрытия преступления или последствий преступления. При этом причастность будет иметь место лишь в случаях совершения преступления специальным субъектом, в качестве которого предусмотрены физическое лицо, выполняющее в юридическом лице управленческие функции, либо физическое лицо, осуществляющее в нем фактическое руководство. К категории лиц, осуществляющих фактическое руководство, проектом закона отнесены лица, которые, хотя и не занимали должности в юридическом лице и не действовали от его имени на основании доверенности, однако фактически определяли решения, принимаемые юридическим лицом. Это положение сделает невозможным уклонение от уголовно-правового воздействия компании, в которых практикуются схемы номинального руководства... В качестве исключительных предусмотрены такие виды мер воздействия, как ликвидация и запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, которые могут быть назначены только юридическим лицам, созданным в целях совершения или сокрытия преступления, то есть «фирмам-однодневкам». Для защиты и восстановления нарушенных преступлением имущественных прав потерпевшего в случае назначения этих мер воздействия проектом закона предусматривается право суда признать недействительными сделки, заключенные ликвидируемым юридическим лицом в целях совершения или сокрытия преступления, применив к таким сделкам предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации последствия недействительности ничтожной сделки.
Учет судимости юридического лица позволит добросовестным участникам коммерческого оборота проявлять большую осмотрительность при выборе контрагента. В том числе это обстоятельство может учитываться органами государственной власти и местного самоуправления при проведении приватизации или размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Проектом закона предусматривается снятие в отношении юридических лиц с непогашенной судимостью ограничений, связанных с периодичностью проведения проверок юридических лиц органами государственного контроля (надзора), а также органами муниципального контроля. Деятельность таких юридических лиц, осуществляемая ими в сфере, в которой было совершено преступление, будет проверяться один раз в год.
Обвиняемое юридическое лицо в соответствии с проектом закона будет участвовать в уголовном судопроизводстве в качестве участника со стороны защиты. Права, обязанности и законные интересы от имени этого участника будут реализовываться его представителем.
Напомним, Следственный комитет Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Основные задачи Следственного комитета прописаны в Федеральном законе от 28.12.2010 N 403-ФЗ. Положение о Следственном комитете РФ утверждено Указом Президента РФ от 14.01.2011 N 38.
Чтобы законопроект об уголовной ответственности юрлиц стал законом, он должен пройти несколько стадий. Его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок.
Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ
Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38
Статья 166 ГК РФ. Оспоримые и ничтожные сделки
Статья 97 УК РФ. Основания применения принудительных мер медицинского характера
Конвенция ООН против коррупции
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию
проверок юридических лиц органами государственного контроля (надзора), а также органами муниципального контроля
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд