251

Этический кодекс спасет аудиторов от пяти угроз

Основные принципы работы аудиторов закреплены в новом Кодексе профессиональной этики. Аудиторам рекомендовали не участвовать в делах, которые могут оказать негативное влияние на их честность, объективность и репутацию аудиторской профессии.

Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов утвердил Кодекс профессиональной этики аудиторов. Этот документ представляет собой свод правил поведения, обязательных для аудиторских компаний и специалистов этой профессии.

В кодексе перечисляются основные принципы, которыми должен руководствоваться аудитор. В этой сфере необходима честность, объективность, профессиональная компетентность, должная тщательность и конфиденциальность. Правила требуют, чтобы аудитор не участвовал в делах, которые могут нарушить эти принципы и негативно отразиться на репутации аудиторской профессии.

В документе подчеркивается:

"Отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или аудиторской организации. Действуя в общественных интересах, аудитор должен соблюдать и подчиняться требованиям профессиональной этики аудитора".

Однако в ходе работы могут возникать угрозы нарушения основных принципов этики. Аудитор должен выявить эти угрозы, оценить их масштаб и принять ответные меры.

Начиная работу с новым клиентом, аудитор должен оценить вероятность возникновения угроз. В документе указываются характеристики клиента, которые должны вызывать настороженность:

"участие клиента в незаконной деятельности (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, коррупция, коммерческий подкуп); репутация непорядочного контрагента; сомнительная практика составления бухгалтерской (финансовой) отчетности".

В кодексе приводятся примеры возможных негативных ситуаций. Авторы документа разделили угрозы на пять видов:

"а) угрозы личной заинтересованности, которые могут возникнуть вследствие финансовых или других интересов аудитора и ненадлежащим образом повлиять на его суждение или поведение;

б) угрозы самоконтроля, которые могут возникнуть в случаях, когда аудитор при формировании суждения в ходе выполнения текущего задания будет безапелляционно полагаться на суждение, вынесенное ранее им самим, или иным работником аудиторской организации, или на оказанные ранее им или иным работником аудиторской организации услуги;

в) угрозы заступничества, которые могут возникнуть в случаях, когда, продвигая какое-либо мнение клиента или аудиторской организации, аудитор доходит до некоторой границы, за которой его объективность может быть подвергнута сомнению;

г) угрозы близкого знакомства, которые могут возникнуть в результате длительных и (или) тесных взаимоотношений с клиентом, когда аудитор сверх меры проникается его интересами или настроен во всем соглашаться с его действиями;

д) угрозы шантажа, которые могут возникнуть в случаях, когда с помощью угроз (реальных или воспринимаемых как таковые) аудитору пытаются помешать действовать объективно".

Если значительный этический конфликт не поддается разрешению, аудитор может обратиться за профессиональным советом в саморегулируемую организацию аудиторов. Также он имеет право получить юридическую консультацию, не нарушая при этом конфиденциальность.

Кодекс сообщает, как действовать, если угрозу не удается нейтрализовать:

"В случаях, когда все уместные возможности исчерпаны, а этический конфликт остается неразрешенным, аудитор должен, если это возможно, отказаться быть ассоциированным с предметом, ставшим причиной этого конфликта. Аудитор должен решить, следует ли в конкретных обстоятельствах выйти из состава аудиторской группы, или полностью отказаться от выполнения задания (договора) и покинуть аудиторскую организацию".

Напомним, правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.