Требования к маркировке товаров
Что такое маркировка товара — процесс идентификации, состоящий в присвоении кода и нанесении его на продукт. Перечень продукции, подпадающей под процедуру, установлен законодательно.
Для чего нужна маркировка
Введение системы направлено на контроль оборота товара, внесенного в специальный перечень. Государство поставило следующие задачи: повысить гарантию прав для потребителя, увеличить сбор налогов, отслеживать весь процесс от производства до реализации продукции, уменьшить количество контрафакта. Правовое регулирование, по которому осуществляется маркировка товара, ее виды и требования к маркировке устанавливается постановлением правительства РФ от 26.04.2019 № 515. На законодательном уровне цели идентификации товара определены в п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Помимо вышеуказанных, к ним относятся: охрана жизни и здоровья граждан, окружающей среды, соблюдение международных норм права.
Присвоение индивидуального кода позволяет отследить движения продукта с момента производства или ввоза из-за границы до факта его реализации или вывода из оборота. У покупателя появляется возможность самостоятельно отследить легальность реализации товара посредством сканирования штрихкода. Такие действия потребитель способен произвести посредством мобильного приложения и узнать, что означает маркировка, выпущена ли продукция в обращение. К лицам, на которых возложена обязанность производить идентификацию, относят юридические компании и индивидуальных предпринимателей. Сфера деятельности таких субъектов должна соотноситься с производством, поставкой или продажей продукции из установленного списка.
Подробнее: ввели новые штрафы за нарушения по маркировке
Какую продукцию маркировать обязательно
Для точного определения товаров, подлежащих обязательной идентификации, законодатель определил все виды отдельным актом. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р устанавливает 15 групп товаров, на которых производится маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам об идентификации. Каждая группа включает в себя несколько видов в соответствии с основным классификатором видов экономической деятельности и товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Для промежуточного периода перехода к маркировке установлен срок на приведение производства к требованиям действующего законодательства.
Для определения круга товаров, не подпадающих под требования норм об идентификации, на законодательном уровне установлены виды, к которым не применяется идентификация. Перечень установлен п. 3 постановления правительства РФ от 26.04.2019 № 515. В него включены товары, на которых не распространяются пошлины, иностранная безвозмездная гуманитарная помощь, для использования в дипломатических представительствах, поступающие в РФ для участия в выставках и иные.
Идентификация продукции охватывает различные сферы. Среди установленного перечня выделяют товары, к которым относится маркировка продуктов питания: сыры, мороженое, молочная продукция, упакованная вода без добавления сахара. Перечень продуктов для идентификации в дальнейшем будет расширяться. С 01.04.2021 по 31.08.2021 производится эксперимент для включения в список пивных напитков и пива. К 2024 году планируется значительное увеличение списка для контроля и охвата наиболее распространенных продуктов производства.
Требования к маркировке
Маркировка представляет собой процесс нанесения на продукт кода, читаемого с использованием цифровых средств. Код является индивидуальным и состоит из двух частей: код товара и серийный номер. Последний является индивидуальным и присваивается каждому продукту. Отдельных правил о том, какая информация в обязательном порядке указывается на продуктах питания, не устанавливается. Применяются общие требования ГОСТа Р ИСО/МЭК 16022-2008. Порядок присвоения идентификатора определяется постановлением правительства РФ от 26.04.2019 № 515. Для получения услуги придерживайтесь следующего порядка:
- Зарегистрируйтесь в госсистеме мониторинга (руководствуясь официальным ресурсом https://честныйзнак.рф/, следуем установленному порядку действий).
- Подайте заявку оператору на получение услуги (согласно распоряжению правительства РФ от 03.04.2019 № 620-р, оператором установлено общество с ограниченной ответственностью «Оператор-ЦРПТ»), заключите договор с оператором.
- Получите коды и нанесите их на товар (идентификатор наносится в машиночитаемой форме).
Коды наносятся по месту хранения или производства товара. Идентификатор, знаки на упаковке товара и расшифровка маркировок состоят из двух частей. Первая определяет нахождение продукта в системе. Вторая — идентификатор возврата, генерируемый при проверке.
Также читайте:
Образцы маркировки
По своему виду они относятся к двухмерным штриховым, напоминающим QR-коды. Требования к визуальному отображению установлены ГОСТ маркировка продукции Р ИСО/МЭК 16022-2008. Отдельными правилами могут устанавливаться требования для идентификации групп товаров. Например, для табачной продукции — п. 36 постановления правительства РФ от 28.02.2019 № 224, для обуви — п. 37 постановления правительства РФ от 05.07.2019 № 860.
Какая ответственность за несоблюдение
С целью соблюдения законодательства и единой практики применения маркировки установлена ответственность за нарушение норм права.
Норма права | Ответственность | Правонарушение |
---|---|---|
Ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ |
|
Производство без маркировки или с ее нарушением |
Ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ |
|
Продажа, хранение, перевозка либо приобретение в целях сбыта без обязательной маркировки |
Ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ |
|
Производство алкоголя или табачных изделий без маркировки |
Ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ |
|
Оборот алкоголя или табачных изделий без маркировки |
Если материалы по вменяемому составу правонарушения подготовлены, есть вероятность избежать наказания. Это возможно по основаниям малозначительности или обстоятельствам, исключающим производство по делу. Например, отсутствие события или состава правонарушения. Рассмотрим судебную практику в пользу организации или ИП на основании следующей таблицы:
Фабула | Практика |
---|---|
Не доказано, что реализация происходила с нарушением ГОСТа в части сведений о составе сырья (ГОСТом не предусмотрено указание таких сведений на маркировке данного вида товаров) | Постановление Московского городского суда от 12.04.2019 № 4а-261/2019 |
Не доказано, что организация реализовывала алкогольную продукцию без акцизных марок (не установлено, что информация на упаковке товара не соответствует содержанию упаковок; не подтверждено, что в упаковках находилась алкогольная продукция) | Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11.07.2019 № 12-1011/2019 по делу № 5-243/2019 |
Допущены нарушения процессуальных требований (изменения в протокол внесены в отсутствие привлекаемого лица, не извещенного надлежащим образом) | Постановление Верховного Суда РФ от 13.09.2017 № 41-АД17-23 |
На момент привлечения к ответственности истек срок давности привлечения к ответственности | Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2020 № 16-3362/2020 |