Как самозанятые работают, платят налоги и сдают отчеты

Содержание

Назад к теме № 3 «Как стать самозанятым»→

§ 1. Нужен ли самозанятому отдельный счет в банке

Обязанности оформить отдельный счет у самозанятых нет. Для расчетов с клиентами они применяют обычный банковский (карточный) счет. Однако, для своего удобства плательщики НПД могут открыть счет, на котором будут собираться только поступления, облагаемые НПД. Наличие отдельного счета позволяет разделить поступления — личные и облагаемые НПД, а заодно контролировать размер дохода.

§ 2. Как оформлять доходы, полученные безналом

У плательщика НПД имеются такие варианты оформления чеков при получении безналичной оплаты:

  • самостоятельно создать документ в приложении «Мой налог»;
  • подключиться к платежному агенту через это же приложение. Тогда документ формируется уже без участия самозанятого.

Самостоятельно чек оформляется на закладке «Выручка» в личном кабинете плательщика НПД по кнопке «Добавить продажу».

Чтобы не пропустить срок, особенно при многочисленных поступлениях, полезно подключиться к сервису платежного агента. По этому поводу ФНС выпустила памятку «Безналичная оплата товаров, работ и услуг самозанятого».

Вот цепочка шагов для автоматического оформления безналичных доходов:

«ЛК плательщика НПД» → «Настройки» → «Платежная информация» → «Получение средств».

Далее алгоритм предложит выбрать платежного агента из списка и указать реквизиты для получения платежа.

ВАЖНО!
Агентские услуги платные. Условия указаны в профиле агента.

По завершении процедуры подключения к сервису платежного агента при формировании счета станет доступна кнопка «Онлайн-оплата». После оплаты заказчик получит СМС-сообщение со ссылкой на чек.

§ 3. Как оформлять доходы, полученные наличкой

Для тех, кто применяет режим НПД, существует только один способ оформления доходов, в том числе полученных наличными деньгами, — чек.

Плательщики НПД не применяют ККТ. Кассу им заменяет приложение «Мой налог».

При получении наличной оплаты самозанятый формирует в приложении чек. Его можно распечатать и передать заказчику или направить заказчику ссылку на электронный документ. Чек подтверждает как получение оплаты, так и факт оказания услуг. С ним заказчик вправе обратиться, например, за гарантийным обслуживанием.

Кстати, мобильный сервис ФНС позволяет плательщикам НПД формировать чеки даже при отсутствии интернета.

§ 4. Как выписывать счета

Счет — необязательный документ для самозанятого. Однако, он часто требуется в работе, особенно с юридическими лицами и ИП.

Если заказчик хочет получить счет, отказывать ему нет никакого смысла. У самозанятого это займет пару минут.

Плательщики НПД выписывают счета все в том же приложении «Мой налог» на закладке «Выручка». По кнопке «Добавить продажу» надо заполнить карточку новой продажи, для чего указать:

  • наименование работы или услуги;
  • ее стоимость;
  • дату продажи;
  • покупателя (физическое или юридическое лицо).

Система предложит сформировать счет, после чего его распечатывают или направляют заказчику в электронном виде.

§ 5. Как формировать чеки

При небольшом количестве сделок самозанятые формируют чеки, как правило, самостоятельно.

В уже не раз упомянутом приложении на закладке «Выручка» добавляют продажу аналогично процедуре выставления счета:

1. Главная страница — «Выручка».

2. Нам нужна оранжевая кнопка «ДОБАВИТЬ ПРОДАЖУ».

3. Заполняем данные о продаже.

4. Теперь заполняем данные о покупателе. Если это физическое лицо, то ничего заполнять не надо. Соответствующая кнопка выделяется синим цветом, как на картинке в пункте 3. Если это лицо юридическое или ИП, то потребуется указать ИНН и наименование (или Ф.И.О. ИП).

Это все. Продажа оформлена. Жмем на «ВЫДАТЬ ЧЕК».

Сформированный документ (ссылка на него) направляется заказчику через любой мессенджер либо передается в распечатанном виде.

Услуги по обслуживанию самозанятых предлагают и финансовые организации. Сбербанк создал сервис «Свое дело», предназначенный специально для плательщиков НПД.

Можно пройти регистрацию в качестве самозанятого в этом сервисе и затем пользоваться им как для формирования чеков, так и для уплаты НПД.

При получении оплаты клиент переходит в приложение «Свое дело» и формирует чек, после чего с номера 900 приходит СМС или пуш-уведомление, содержащее ссылку на чек. Остается лишь направить его покупателю.

Можно подключить функцию «Автоматическая регистрация дохода», которая станет автоматически формировать чеки и регистрировать их в налоговой инспекции. Ссылку на чек, поступившую с номера 900 или в пуш-уведомлении, самозанятый отправляет покупателю самостоятельно.

ВАЖНО!
Автоматическая регистрация подходит только для работы с физическими лицами. Чек формируется при поступлении оплаты на дебетовую карту, привязанную к сервису «Свое дело».

Крупные компании, сотрудничающие со множеством исполнителей — физических лиц, имеют сервисы для партнеров, применяющих режим НПД.

Всем известный Яндекс предлагает самозанятым подтвердить сотрудничество с компанией (это делается в приложении ФНС «Мой налог»). Далее все доходы, полученные плательщиком НПД через различные сервисы Яндекса, автоматически фиксируются в ФНС.

Правда, процесс передачи чека конечному потребителю услуги (например, пассажиру такси) вызывает у партнера Яндекса (например, водителя такси), применяющего режим НПД, определенные трудности, особенно при расчете наличными деньгами.

§ 6. Обязательно ли отправлять чеки заказчику и в какие сроки

Отправить чек заказчику — обязанность самозанятого. Это указано в ст. 14 закона 422-ФЗ.

При наличных расчетах он формируется и передается покупателю в момент оплаты.

При получении безналичной оплаты самозанятый исполнитель обязан сформировать и направить заказчику чек не позднее 9-го числа следующего месяца.

§ 7. Как отправлять чеки

Распечатывать этот документ необязательно. Гораздо удобнее направить его в электронном виде — по номеру телефона или на адрес электронной почты, который покупатель сообщил самозанятому продавцу перед проведением расчетов.

Второй вариант — предоставить покупателю возможность считать QR-код чека непосредственно в месте продажи.

§ 8. Как и когда платить налог

ФНС самостоятельно рассчитывает сумму налога на профессиональный доход, исходя из имеющихся данных о продажах за месяц. Квитанция на оплату НПД размещается в личном кабинете. У самозанятого есть несколько способов исполнить обязанность по уплате налога:

1. В приложении «Мой налог», в разделе «Начисления» по кнопке «Оплатить». Понадобится банковская карта.

2. Пополнив ЕНС в личном кабинете налогоплательщика — физического лица на сайте ФНС.

3. Через уполномоченных партнеров.

4. В мобильном приложении или офисе банка по реквизитам квитанции или по QR-коду, указанному в ней.

5. Через портал Госуслуги.

НПД уплачивается (списывается с ЕНС) не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем получения дохода. При попадании 28-го числа на выходной или праздничный день срок уплаты переносится на первый рабочий день после выходных.

§ 9. Какие отчеты сдают самозанятые

Отчеты для самозанятых не предусмотрены. Следует лишь своевременно и в полном объеме формировать чеки, тогда у налоговой службы будет полная информация для начисления НПД.

§ 10. Какие штрафы могут налагать на самозанятых

Штраф за нарушение порядка или сроков передачи в ФНС сведений о произведенном расчете для применяющих режим НПД при первом нарушении составляет 20% от суммы расчета. Если самозанятый в течение 6 месяцев повторно «забывает» сообщить налоговой службе о произведенном расчете, то штраф составит уже 100% такого расчета. Порядок установлен ч. 3 ст. 14 закона 422-ФЗ.

§ 11. Что делать, если доход за год превысил норму

Предельная планка годового дохода самозанятого — 2,4 млн рублей. При превышении лимита хоть на рубль возможность применения режима НПД утрачивается.

Чтобы этого не произошло, при приближении доходов к установленному лимиту самозанятому исполнителю следует предложить заказчикам перенести часть оплаты на следующий год.

Если годовой доход существенно превышает порог, установленный для режима НПД, придется рассмотреть иные статусы. Например, зарегистрировать ИП или ООО.

Тест для самопроверки

Нужно ли самозанятым открывать отдельный счет в банке?
Да (0)
0%
Нет, но это рекомендуется для удобства (0)
0%
Только если работаешь с юридическими лицами (0)
0%
Да, и он должен быть только в Сберу или ВТБ (0)
0%

Как самозанятый может оформить доходы, полученные безналичным путем?
Только через бухгалтера (0)
0%
Через приложение «Мой налог», создавая чек самостоятельно (0)
0%
Никак, самозанятые не могут получать безналичные доходы (0)
0%
Переводя деньги на личный счет без оформления (0)
0%

Когда самозанятый должен выписывать счета?
Только по требованию налоговой (0)
0%
Это обязательно для всех транзакций (0)
0%
По желанию заказчика, особенно при работе с юрлицами и ИП (0)
0%
Счета не выписываются, только чеки (0)
0%

Как и когда нужно платить налог на профессиональный доход?
Ежегодно, подавая декларацию (0)
0%
Ежемесячно, через приложение «Мой налог» (0)
0%
После получения уведомления от налоговой (0)
0%
При получении запроса от клиента (0)
0%

Какие штрафы предусмотрены за нарушение порядка передачи сведений о доходах самозанятого?
20% от суммы расчета при первом нарушении (0)
0%
Лишение статуса самозанятого (0)
0%
Предупреждение (0)
0%
Штраф в размере 5000 рублей (0)
0%

Что делать, если доход самозанятого за год превысил 2,4 млн рублей?
Ничего, продолжать работать так же (0)
0%
Прекратить в этом году принимать оплаты как самозанятый (0)
0%
Зарегистрировать ИП или ООО (0)
0%
Оплатить штраф и продолжать использовать НПД (0)
0%

Далее к теме № 5 «Как перестать быть самозанятым»→

Стаж в должности главного бухгалтера коммерческих предприятий более 30 лет. Есть опыт работы финансовым директором и даже налоговым инспектором.