Отопительный период: что делать, если в квартире холодно

Отопительный период — это «жаркий» сезон у поставщика коммунальной услуги «отопление». Нужно не только обеспечить надлежащее ее качество, но и отреагировать на жалобы потребителей о низкой температуре в жилых помещениях. Не все граждане знают, что делать, если в доме холодно, куда обращаться и в каких случаях. Расскажу обо всем подробно.

Содержание

Надлежащая температура в жилом помещении и качество коммунальной услуги «отопление»

Мы все по-разному воспринимаем холод. Кому-то очень холодно, кому-то нормально, а некоторым при тех же условиях жарко. Закон определил, какая температура воздуха в доме, квартире комфортна для проживания в холодный период года — период, когда среднесуточная температура воздуха + 10 ºС и ниже (СанПиН 1.2.3685-21).

Помещение Температура воздуха, ºС
Оптимальная Допустимая
Жилая комната 20–22 18–24
Кухня 19–21 18–26
Туалет 19–21 18–26
Ванная, совмещенный санузел 24–26 18–26
Кладовые 16–18 12–22

Кроме температуры в помещении, качество отопления характеризуют показатели:

Показатель качества Допустимое отклонение
Круглосуточная подача в течение отопительного периода

Перерывы:

  • до 24 ч. (суммарно) в месяц;
  • до 16 ч. единовременно — при t воздуха в комнате от +12 °C до нормативной t;
  • до 8 ч. единовременно — при t воздуха в комнате от +10 °C до +12 °C;
  • до 4 ч. единовременно — при t воздуха в комнате от +8 °C до +10 °C

Давление в системе отопления (внутридомовой):

  • с чугунными радиаторами — не более 0,6 МПа (6 кгс/кв. см);
  • с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами, прочими отопительными приборами — не более 1 МПа (10 кгс/кв. см);
  • с любыми отопительными приборами — не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см), превышающего статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем
Отклонения не разрешены

Что делать, если в доме холодно

Если температура ниже нормы, то предлагаю такие действия:

  1. Убедитесь, что причина холода в качестве отопления. Проверьте, приняты ли с вашей стороны меры по недопущению снижения градусов (например, обеспечена герметичность оконных, дверных проемов и др.). Ресурсники часто применяют термин «холодный дом». Он означает, что по ряду причин многоквартирный дом не удерживает тепло (нарушена теплоизоляция дома, имеются щели, окна и двери в местах общего пользования не закрыты плотно, кровля требует ремонта и т.п.). Например, строения из панелей хуже удерживают тепло (особенно в ветреную погоду), чем из кирпича. Если такая ситуация имеет место, то обратитесь в УК или ТСЖ с требованием принять меры. В случае игнорирования обращения, пишите в Жилищную инспекцию, местную администрацию или прокуратуру.
  2. Зафиксируйте низкую температуру в комнате. Для этого:
    • обратитесь в аварийно-диспетчерскую службу (в т.ч. по телефону). Их организуют УК, ТСЖ, поставщики комуслуг. Если причина холода, например, из-за аварии на централизованной сети или внутри дома, то диспетчер сообщит об этом. Если причины неизвестны — с жильцом согласуют время проверки факта низкой температуры;
    • примите участие в составлении акта. Это документ-доказательство предоставления отопления надлежащего/ненадлежащего качества. Если вы не согласны с выводами комиссии, то напишите об этом в акте (укажите причины возражений). При необходимости проведут повторную проверку. Участник мероприятия вправе инициировать экспертизу качества предоставляемой услуги.
ВАЖНО!
Ресурсоснабжающая организация, которая подает отопление от котельной, не обслуживает внутридомовые тепловые сети в МКД. Это обязанность УК, ТСЖ или иной обслуживающей компании, которую наняли жильцы. Граница ответственности по сетям определена по внешней стене дома или месту установки общедомового прибора учета тепла (при его наличии). Часто ресурсники, подавая услугу надлежащего качества (температуры), сталкиваются с тем, что причина холода в квартире — аварийное состояние, неправильные регулировка, обслуживание и т.п. внутренних сетей.

Порядок замера температуры в комнате

На это мероприятие обратите пристальное внимание. Не все, даже контролирующие органы, знают, как это делать правильно. Нарушение процедуры помешает доказать факт поставки комуслуги ненадлежащего уровня.

Правилами № 354 от 06.05.2011 определен такой порядок:

  • измерение температуры воздуха проводят в комнате (месте непосредственного проживания). В иных помещениях (например, кухне) не замеряют(!);
  • если комнат несколько — в той, которая больше по площади;
  • замеры производят в двух точках помещения. Измерительное оборудование устанавливают в:
    • центре плоскостей, которые отходят от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента (батареи) на 0,5 м.
    • центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м.

ГОСТ 30494-2011 установлены дополнительные требования к измерению температуры в жилом помещении:

  • в холодный период года измерение проводят при температуре воздуха на улице не выше — 5 °C;
  • нельзя проводить замеры при безоблачном небе в светлое время суток.
Был случай, когда потребитель пожаловался на то, что в доме очень жарко (имеет место перетоп). Написал жалобу в Жилнадзор. Комиссия провела замеры днем, в солнечную погоду. Лучи попадали непосредственно в комнату. Превышение градусов зафиксировали. Нашей компании вынесли предостережение. Мы подготовили возражение. Одним из доводов было несоблюдение условий, в которых прошли измерения. Наши возражения признали обоснованными.
ВАЖНО!
Подтвержденный факт ненадлежащего оказания услуги «отопление» — это основание для перерасчета размера платы в сторону уменьшения. С заявлением обратитесь в УК или ТСЖ, а если вы находитесь на прямых договорах с поставщиком комуслуги, то идите к нему.

Практикующий юрист с 2006 года. Работала в сфере банкротства, корпоративного права, пищевого производства. С 2018 г. ведущий юрисконсульт ресурсоснабжающей организации.