Маркетплейсы и ФНС накажут вас за агентов и договоры комиссии

Многие до сих пор работают с маркетплейсами через агентские схемы и договоры комиссии, хотя это прямой путь к доначислениям. По мнению WB, Ozon, Яндекс.Маркета и прочих, агент не может продавать товары и заключать сделки от своего имени, и о таком беспределе нужно сразу сообщить налоговой.

Содержание

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Баннова Ольга. Я являюсь юристом компании «Туров и партнёры». И сегодня хотелось бы затронуть с вами тему маркетплейсов.

Интересная такая тема, будоражащая меня в особенности, а именно неправильные работы с маркетплейсами, неправильные структуры работы с маркетплейсами. О чём же речь? Расскажу сейчас подробнее и поделюсь с вами кейсами, своими опасениями и тем, что делать нельзя.

Риски агентских схем

Смотрите, если вы выходите на торговлю в маркетплейс и непосредственно заходите, грубо говоря, не вы как владелец товара, а ваш агент, комиссионер, то в этом случае возникают риски. Сейчас более подробно расскажу, почему.

Когда вы заключаете договор (договор оферты) с маркетплейсом, где обязуетесь выступать комитентом для маркетплейса, есть у маркетплейсов чёткое условие: вы должны являться владельцем товара, то есть тем лицом, которое является продавцом.

Но если вы используете агентскую структуру при выходе на маркетплейс, где выходите не вы, а ваш агент, то на сегодняшний день маркетплейсы уведомляют контролирующие органы о том, кто осуществил продажу и на какую сумму. И вам будет приходить требование. Точнее, не вам, а вашему посреднику, который вышел, чтобы продать товары на маркетплейс.

Кейс: ИП на патенте и посредник на УСН

Поделюсь с вами кейсом, чтобы было более ясно и подробно. В моей практике поступил следующий запрос. Был индивидуальный предприниматель на патентной системе налогообложения, который осуществлял продажу в розницу. Всё хорошо: патент оплачен, розница разрешена, можно. Продажа в стационарном магазине, всё как полагается.

Но захотелось и рыбку съесть, и пальчики оставить чистыми, но не тут-то было. Индивидуальный предприниматель на патенте привлёк другого индивидуального предпринимателя на упрощённой системе налогообложения и заключил с ним договор комиссии, где комитентом выступает ИП на патенте, а ИП на упрощёнке выступает комиссионером.

Тем самым, да, это посреднические взаимоотношения. Комиссионер выходит на маркетплейс, где обязуется якобы быть комитентом, владельцем товара, но мы прекрасно понимаем, что владельцем товара он не является, потому что владельцем является ИП на патенте.

Маркетплейсы подают потом информацию о том, сколько заработало данное лицо. И у налоговиков нестыковка: почему сумма одна, а оплачиваются налоги с другой суммы? Присылаются требования.

С одной стороны, запрета на агентские взаимоотношения, на договор комиссии как бы нет, но у вас получаются взаимоотношения, противоречащие друг другу, и нужно понять, где пошла нестыковка. Если ваш комиссионер в последующем не признает себя владельцем товара, то маркетплейсы просто с ним не будут сотрудничать. Удалят его карточку, и в последующем продавать товары он ваши не сможет.

Последствия и доначисления

Если же всё-таки он себя признаёт владельцем, есть риски доначисления не только ИП-комиссионеру, но ещё и ИП на патенте. Почему?

  1. Риски комиссионера: Он признаёт, что сумма, на которую были проданы товары — это его сумма дохода. Получается, с неё он должен был уплатить 6%. Если он не оплатил 6%, значит, ему необходимо доначислить и оплатить эту сумму. Дай бог, вас проверят в следующем году в камералке и доначислят, и всё будет хорошо. Но чаще всего это происходит за определённый промежуток времени. И доначисляют пени и штрафы.
  2. Риски комитента (ИП на патенте): Если комиссионер пытался отстоять свой договор комиссии и засветил лицо на патентной системе, у налоговиков возникает вопрос: каким образом ИП на патенте осуществлял оптовую продажу? А этого быть не может. ИП на патенте не может продавать в розницу гипотетически через такую схему (прим.: имеется в виду, что такая продажа через комиссионера на маркетплейс может быть квалифицирована не как розница под патент, а как опт или иная деятельность). Соответственно, и ИП на патенте могут доначислить.

Самое главное — вам нужно понять, что ИП на патенте может применять агентские взаимоотношения, может применять договор комиссии. Но в данном случае при выходе на маркетплейс так делать нельзя.

Я не знаю, какая компания посоветовала данную структуру этому клиенту. Честно, хотелось бы даже руки оторвать, потому что это привело к большой сумме доначислений. И, соответственно, он под конец года не знает, куда деваться, откуда взять деньги, потому что деньги в основном вложены в товар. А тут с бухты-барахты доначисления, и отстоять их практически невозможно.

Либо ты признаёшься, что ты владелец товара, либо не признаёшься, но твою схему уже все наглядно видят, поскольку перечисление денежных средств осуществляется с расчётного счёта на расчётный счёт другого ИП. Тут к бабке не ходи — всё это видно, всё это проверяется. Вопрос лишь в том, насколько налоговики будут заинтересованы колупаться в ваших взаимоотношениях именно сейчас. Рано или поздно это в любом случае выплывет.

Рекомендации и выводы

Такой кейс происходит не первый раз. И не только в лице комиссионера выступает ИП на патенте, бывает он и на другой системе налогообложения. Маркетплейсы очень утвердительно говорят: «Признавайте себя владельцем товара, иначе вы не сможете осуществлять продажу через маркетплейсы».

Поэтому, прежде чем выходить осуществлять торговлю на этих маркетплейсах, пожалуйста, подумайте, посоветуйтесь с юристами, которые в этом деле профессионалы. В противном случае просто обидно, когда из-за неграмотных людей вы попадаете на доначисления.

Поймите, не только бухгалтеры способны выстраивать структуру, ещё есть юристы, которые в этом деле профессионалы.

Желаю вам пройти этот год и вступить в следующий без рисков, с оптимальными структурами. Берегите себя, мои хорошие. Всего доброго. До новых встреч.

Полезные ссылки от Туров и партнеры:

Компания «Туров и партнеры» помогает предпринимателям выстроить честный и прозрачный бизнес и не бояться налоговых и любых других проверок.