Почему банк блокирует за отмывание? На 100% обезопасить себя не может никто
Я уже как-то писала, что банк может блокировать операцию, карту или все счета по 2 причинам: подозрение на отмывание и подозрение на мошеннические операции. В последнем случае имеется в виду, что допускают то, что преступники получили доступ к вашему счету.
Когда блокируют за отмывание, обычно банк сразу или после вашего вопросы указывает, что блокировка произошла в рамках выполнения закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями). И увы, часто под каток попадают невиновные граждане.
За какие операции могут заблокировать счета или операции физлиц?
Рассказываю про самые частые причины на основе требований закона, сложившейся практике банков и публичных рассказов пострадавших клиентов.
- Снятие крупной суммы наличных в банкомате, особенно если несколько операций и каждая — на большую сумму. Хотя в законах и нормативных актах указываются конкретные значения, при которых нужен особый контроль, по факту банки сами в своей политике определяют числовые пороги.
- Перевод крупной суммы денег безналично, если раньше не было операций на крупную сумму.
- Перевод или снятие крупной суммы по счету или карте, по которым давно не было движения средств.
- Крупные операции за границей.
- Покупка криптовалюты.
- Многочисленные безналичные переводы за один день, даже на небольшие суммы.
- Деньги переводятся или снимаются сразу или через короткое время после поступления на счет.
- Операции, которые не имеют экономического смысла. Под этот пункт в банке могут подвести вообще что угодно.
Видите, какой большой перечень признаков? Поэтому и можно говорить о том, что обезопасить себя на 100% невозможно.
Что происходит дальше? Если вас заблокировали из-за подозрения в операциях без согласия клиента, то есть якобы кто-то получил доступ к счету, ситуация простая. Вы просто подтверждаете банку, что все делали вы — и готово.
А вот с блокировкой по подозрению в отмывании все сложнее. Банк требует объяснения и часто еще и документы, подтверждающие смысл проведенных операций. Например, обычно спрашивают подтверждение источника средств (справки о з/п и других доходах, квитанция о закрытии вклада или продаже квартиры и т.д.).
Иногда документы запрашивают до блокировки. Вот тут, например, можно почитать реальную историю клиента с Тинькофф банком.
Дальше будет 2 варианта — либо банк устроят объяснения и предоставленные документы и все ок, либо он заблокирует вас как клиента или ограничит ряд операций.
Также можно «загреметь» в «черный список» ЦБ по 115-ФЗ, тогда уже многие другие банки будут оказывать в обслуживании. Если такое случилось, то попытаться пройти реабилитацию нужно будет уже через ЦБ и Росфиномониторинг.
К счастью, у обычных клиентов без сомнительных операций чаще всего разблокируют все после предоставления документов.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Свинкины финансы».