RosCo — Consulting & audit

Регистрация ассоциации: что важно знать?

Планируете объединить единомышленников в ассоциацию? Узнайте, как правильно зарегистрировать эту некоммерческую организацию с первого раза и избежать отказа от Минюста!

Содержание

Здравствуйте! С вами Алёна Яковлева, управляющий партнер компании «РосКо — Консалтинг и Аудит». Регистрация ассоциации – многоступенчатый процесс, который по времени может длиться больше месяца. Какие документы нужны для регистрации ассоциации и как их правильно подготовить? Смотрите, чтобы быть в курсе!

Ассоциации, как и другие виды НКО, всегда находятся под пристальным вниманием контролирующих органов. Любые неточности, ошибки в подготовке документов могут свести всю процедуру регистрации «на нет».

Цели создания ассоциации

Ассоциация или союз – это одна из форм НКО, которая создается собственником для представления и защиты общих, в том числе профессиональных интересов. Деятельность таких НКО носит некоммерческий характер.

Наиболее известными являются: ассоциация женщин-предпринимателей России, объединение саморегулируемых организаций оценщиков, аудиторов, национальные футбольные ассоциации. Таким образом, ассоциации могут быть созданы либо в силу закона — СРО аудиторов, строителей, либо на добровольных началах — союзы писателей, композиторов. Кстати, о том, как будут отчитываться НКО перед Минюстом в 2026 году, мы рассказывали в этом видео. Переходите по ссылке и смотрите!

Кто может создать ассоциацию?

Ассоциации могут создаваться как гражданами, так и компаниями:

  • две и более компании;
  • два и более физических лица;
  • компания и физическое лицо.

Таким образом, для регистрации ассоциации должно быть не менее двух учредителей. Однако для некоторых ассоциаций установлены иные требования к минимальному порогу участников. Например, торгово-промышленные палаты должны иметь не менее 30 участников.

Что нужно учитывать при создании ассоциации?

Название ассоциации должно отражать характер ее деятельности, указывать на организационно-правовую форму. Например, ассоциация «Самарская ассоциация производителей зерна».

Требования к уставу. В уставе должен быть определен состав и компетенция органов управления ассоциации, порядок принятия решений, распределение имущества, остающегося после ликвидации ассоциации, условия и порядок приема в члены ассоциации и выхода из нее, источники формирования имущества, размер и порядок субсидиарной ответственности членов ассоциации по ее обязательствам. Ассоциация вправе воспользоваться типовым уставом Минюста.

Использование реального адреса нахождения НКО. Указание массового адреса, на котором зарегистрировано 10 и более юридических лиц, может послужить основанием для отказа в регистрации ассоциации.

Перечень документов для регистрации:

  1. Заявление по форме №Р11001 – оригинал и копия. В нем указываются сведения об учредителях ассоциации и адресе постоянно действующего органа НКО. Если заявление предоставляется уполномоченным лицом, то требуется нотариальное удостоверение.
  2. Устав ассоциации – 3 подлинных экземпляра, если документы предоставляются на бумаге. Два экземпляра устава прошиваются.
  3. Протокол о создании ассоциации, а также об утверждении устава подается в 3 экземплярах.
  4. Сведения о местонахождении ассоциации. Для этого нужно предоставить гарантийное письмо, свидетельство о регистрации либо выписку из ЕГРН, которая датирована не позднее 30 календарных дней на момент сдачи документов.
  5. Паспорт заявителя.
  6. Квитанция об уплате госпошлины в размере 4 тыс. рублей. В ряде случаев потребуются дополнительные документы:
  • разрешительные документы на использование ассоциацией символики Москвы или название «Россия», «Российская Федерация»;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц, если один из учредителей ассоциации является нерезидентом РФ.

Куда и как подать документы на регистрацию?

Регистрацией ассоциаций занимается Минюст и его территориальные подразделения:

  • в Москве и Санкт-Петербурге – Главное Управление Минюста;
  • в Московской области и Ленинградской области – областное Управление Минюста;
  • в других российских городах – территориальные органы Минюста.

Адреса и режим работы можно увидеть на сайте ведомства.

Подать документы на регистрацию ассоциации необходимо не позднее 3-х месяцев после принятия решения. Документы можно подать электронным способом или на бумаге. Для электронной отправки документов нужна усиленная КЭП.

Документы на регистрацию можно подать через портал госуслуг: в разделе «Услуги» выбрать вкладку «Принятие решения о государственной регистрации НКО». В появившемся окне выбрать государственная регистрация НКО при их создании. При подаче электронных документов госпошлина не уплачивается.

Для бумажного варианта необходимо:

  • посетить территориальное подразделение или управление Минюста;
  • подать документы через МФЦ, если в регионах возможна такая услуга;
  • направить пакет документов заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении;
  • воспользоваться услугами нотариуса.

К слову, обо всех важных новостях и изменениях мы оперативно рассказываем в наших соцсетях. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Документы, которые подтверждают регистрацию ассоциации

Если у контролирующих органов нет претензий к полноте предоставленных документов, правильности заполнения заявления, то в подтверждение регистрации выдаются:

  • устав ассоциации с проставленной отметкой о регистрации;
  • свидетельство о регистрации ассоциации с номером Минюста;
  • свидетельство ИНН о постановке на учет в налоговом органе — НКО не нужно самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию за присвоением ИНН. Минюст передает необходимую информацию налоговикам без участия ассоциации.
  • лист записи ЕГРЮЛ, где указывается ОГРН ассоциации по форме №Р50007.

Вывод

Подведем итоги. Ассоциация может быть создана как минимум двумя учредителями, за исключением некоторых ее видов. Для регистрации ассоциации необходимо подготовить устав, протокол о создании, грамотно заполнить заявление по установленной форме. Документы направляются либо в Минюст, либо в его территориальные подразделения. Если документы на регистрацию будет подавать представитель, то необходимо оформить на него доверенность, которая подтверждает его полномочия.

Спасибо, что досмотрели видео до самого конца! С вами была Алена Яковлева. Есть вопросы? Не откладывайте — пишите их прямо сейчас в комментариях, и наши юристы из компании «РосКо» ответят вам совершенно бесплатно! И, конечно же, не забудьте подписаться на наш канал. Будь в курсе – будь с «РосКо»!

Полезные материалы от RosCo:

«РосКо — Консалтинг и аудит» — международная группа компаний с 20-летним опытом работы. Специализируется на предоставлении широкого спектра услуг в области юриспруденции, налогового консалтинга, аудита и бухгалтерского обслуживания.