Практика ВС РФ по корпоративным спорам за первое полугодие 2025 года
Продолжаем делиться информацией об интересных корпоративных спорах.
1. Факт корпоративного спора сам по себе не является основанием для исключения участника-ответчика из общества при взаимных претензиях участников, в том числе когда в отношении участника-истца есть основания для исключения.
2. Если бенефициар проинформировал контрагента общества о своем согласии на сделку, в том числе совершив фактические действия, явно свидетельствующие о его волеизъявлении, то впоследствии он не может заявить о недействительности сделки, совершенной без корпоративного одобрения (детальнее это дело мы разбирали здесь).
3. Если в положении о СД предусмотрено, что выплата вознаграждения директорам не связана с прибылью общества или конкретными финансовыми результатами, то директора имеют право на такое вознаграждение. Иное должно быть прямо предусмотрено в решении общего собрания.
4. Акционер, который отсутствует в реестре и утратил права на акции из-за неправомерных действий третьих лиц, может требовать как возврата ценных бумаг, так и выплаты дивидендов (подробнее), несмотря на полученную компенсацию в рамках дела о хищении акций.
5. Если контролирующий участник общества из недружественного государства, то смена ЕИО требует разрешения Правительственной комиссии в соответствии с Указом Президента РФ от 08.09.2022 № 618. При этом ранее Минфин прямо указывал, что к случаям назначения (прекращения полномочий) ЕИО данный Указ не применяется.
6. Покупатель доли ООО не вправе требовать возмещения убытков в связи с недостоверностью заверений продавца, если при проверке ООО не проявил должную степень разумности и осмотрительности, чем способствовал наступлению негативных событий.