RosCo — Consulting & audit

Как взыскать неустойку за некачественные стоматологические услуги?

Визит к платному стоматологу (или к муниципальному, если требуется помощь, не покрываемая ОМС) предполагает существенные траты. Получение кредита на лечение зубов – обычная практика. Как взыскать неустойку, если столь дорогие услуги оказаны некачественно? Рассказываем об этом в нашем новом видео.

Содержание

Видео-обзор о взыскании неустойки за стоматологию

Здравствуйте! С вами Алена Талаш, управляющий партнер компании «РосКо Консалтинг и Аудит». Визит к платному стоматологу (или к муниципальному, если требуется помощь, не покрываемая ОМС) предполагает существенные траты.

Получение кредита на лечение зубов — обычная практика. Как взыскать неустойку, если столь дорогие услуги оказаны некачественно? Рассказываем об этом в нашем новом видео.

Признаки некачественного лечения зубов

Практика показывает, что наиболее часто последствиями некачественного лечения являются:

  • скалывание зубов, коронок;
  • зубы изменили цвет, оттенок;
  • вырван здоровый зуб, больной остался на месте;
  • занесена инфекция;
  • зубной ряд сместился;
  • поврежден лицевой нерв и прочее.

Встречаются еще более драматические случаи. Так, в результате неправильного лечения был ошибочно удален здоровый зуб, соседние зубы приняли аномальное положение, пришлось устанавливать дорогостоящий имплантат.

Но главное — пациентке пришлось расстаться с планами забеременеть, было потеряно два года, и в 40 лет (вместо 38-ми) она родила недоношенного ребенка. Последствия понятны: дорогостоящий уход, невозможность полноценной работы, постоянные походы по врачам.

Если стоматолог допустил ошибку, то пострадавший пациент вправе потребовать с него по максимуму.

Меры воздействия на неквалифицированных медиков

Обратимся к Закону «О защите прав потребителей». Он позволяет пострадавшему пациенту (по его усмотрению, на выбор) потребовать от стоматологической клиники (врача):

  • возместить ущерб полностью;
  • вылечить зубы в новый, назначенный им срок;
  • возместить расходы на лечение в другом месте;
  • уменьшить цену за уже выполненное лечение,
  • а также вообще отказаться от договора.

И за просрочку выполнения этих требований, предъявленных пациентом, можно взыскать со стоматологии неустойку — 3% от договорной стоимости услуг.

Есть и другие меры ответственности. Так, если стоматологи проигнорируют требования и не исполнят их добровольно, и дело дойдет до суда, то он оштрафует их дополнительно, на 50% от суммы, которую присудит пациенту.

Пациент также имеет полное право на то, чтобы ему был возмещен и моральный вред — суммы не многомиллионные, но ощутимые. В вышеприведенном примере несчастной матери было присуждено 50 000 руб., за удаление зуба мудрости, спровоцировавшего гнойное воспаление, с муниципальной клиники взыскано 20 000 руб.

Пациенты нередко забывают потребовать именно неустойки, и напрасно — суммы ее могут быть вполне серьезными. Так, в конце прошлого года суд взыскал со стоматологов в пользу пострадавшей пациентки 762 807 руб.

Возврат денег по договорам, неустойка, штраф и компенсация морального вреда притом, что сумма кредита, взятого на лечение, составила «всего» 255 426 руб. И на неустойку приходится добрая треть суммы — 246 769 руб.

Документы для предъявления требований

Закон о Защите прав потребителей по «стоматологическим» спорам не обязывает сначала подавать претензию и лишь после этого отправляться в суд. Но можно дать шанс стоматологам одуматься и исправиться. Это не исключено, если клиника дорожит своей репутацией, ведь судебный процесс может ей повредить.

И, как уже было сказано, суммы неустойки за просрочку выполнения требования и штрафы за невыполнение законных требований составляют немалые суммы. Главное — грамотно составить претензию. О том, что она должна содержать, расскажет юрист компании РосКо Станислав Мельник.

Претензия к клинике помимо прочего содержит:

  • ссылки на нормативные акты, на соответствующие пункты договора — чтобы напомнить о том, какие услуги должны быть оказаны (причем качественно), по какой цене;
  • указание на услуги, оказанные некачественно. Если сроки были нарушены, то обязательно указать и на это;
  • требования, которые вы выдвигаете. Например, если речь шла об установке брекетов, то, например, «бесплатно устранить недостатки, установив брекет-систему на нижнюю и верхнюю нижнюю челюсти»;
  • при невозможности устранения недостатков — требование вернуть уплаченные деньги (указать сумму);
  • напоминание о необходимости внести неустойку за каждый день просрочки;
  • указание на то, что требования об устранении услуги должны быть удовлетворены в разумный срок, назначенный пациентом, иные требования — в 10-дневный срок.

В зависимости от ситуации содержание претензии может быть дополнено. Например, нередко недобросовестные стоматологи не выдают копии медицинских документов, ошибочно полагая, что без этих документов пациенту своих прав не защитить. Если вы попали в такую ситуацию, то включите в претензию требование выдать, например, заверенную копию истории лечения.

Далее претензия с приложением копий документов (договора, чеков) должна быть вручена — лично (надо получить расписку в получении, с указанием должности принявшего лица и его подписи), заказным или ценным письмом с описью вложения. Если претензия не удовлетворена, то следует адресовать свое требование в суд.

Срок для требования неустойки

Нередко пациенты ошибочно полагают, что потребовать исправления или компенсации недостатков можно лишь в пределах гарантийного срока. Например, в договоре указано, что он составляет год — и все, предъявлять претензии бессмысленно.

Это не совсем так. Конечно, если в процессе лечения у вас возникли претензии — немедленно предъявите их и не подписывайте никаких документов, которые могут подтвердить, что вы приняли услугу с недостатками.

Однако, если иной срок не установлен в договоре, то гарантийный срок составляет два года. Если в договоре указан меньший срок, при этом пациент обнаружил недостатки тогда, когда он истек, но все-таки в пределах двух лет, то и тогда пациент может предъявить свои требования.

Правда, для этого придется доказать, что недостатки возникли до принятия результата лечения ИЛИ по причинам, которые возникли до указанного момента.

Расчет неустойки со стоматологии

Предположим, что по истечении годичного гарантийного срока пациент Анастасия направила претензию по поводу некачественно установленных брекетов, назначив разумный срок для исправления — 10 дней. Стоматология исправила недостаток, пациентка осталась довольна результатом.

Однако опоздание по неуважительной причине составило 7 дней, причем в договоре нет указаний на то, что сроки исчисляются в рабочих днях, а стоматология работает в режиме 24/7. Цена услуги, оплаченной Анастасией, — 98 900 руб. Неустойка составит 20 769 руб.

Теперь допустим, что по истечении гарантийного срока Анастасии пришлось переустановить брекеты в другой стоматологической клинике, за что пришлось уплатить уже 152 000 руб. В претензии она требует возместить и эти расходы. Просрочка исполнения этих требований составила 5 дней. Сумма неустойки: 37 635 руб.

Отметим, что размер неустойки не может превышать стоимости заказа. ВС РФ позволяет «урезать» неустойку по делам и защите прав пациентов лишь в исключительных случаях, причем суд должен указать, по каким причинам он снижает ее размер.

Неустойка за несколько услуг

В случае если стоматологи нарушили одновременно сроки и начала, и окончания лечения, то неустойку можно потребовать за каждую просрочку в отдельности. Или, например, неустойка уже была присуждена, а стоматологи так и не выполнили решение суда.

В таком случае пациент вправе потребовать взыскания неустойки еще раз, со даты вынесения судебного решения до даты его фактического исполнения. В любом случае мы советуем не отказываться от предъявления ко взысканию неустойки, если для этого есть основания.

Выбор суда для подачи иска на стоматологию

Нередко пациентов удерживает от подачи иска в суд необходимость «куда-то» ехать. В особенности, если в договоре указано, что стоматологическая клиника зарегистрирована в другом регионе.

Например, пациент Анатолий, прописанный в г. Дмитров Московской области, недоволен работой стоматологии — филиалом Тверской клиники. Анатолию нет необходимости адресовать иск в один из тверских судов. Статья 17 Закона предоставляет ему право выбора: подать иск по месту своего жительства или месту заключения договора, то есть в Дмитровский горсуд.

Также граждан нередко смущает отсутствие у них регистрации по месту проживания. Спешим успокоить: и отсутствие прописки не препятствует пациенту обращению в суд по месту фактического проживания. Это особо подчеркнул Верховный суд РФ.

Заключение

Подведем итоги. Если визит к стоматологу не решил вашу проблему, если лечение было оказано некачественно, то пострадавший пациент вправе потребовать возмещения ущерба, расходов на лечение в другом месте, компенсацию, взыскания неустойки и всех мер, которые положены по закону.

Для этого необходимо грамотно составить претензию и, приложив копии медицинских документов, представить ее в проштрафившуюся стоматологию. Если ваши требования не будут удовлетворены в добровольном порядке, то необходимо обращаться в суд.

Формулируя иск, не забудьте потребовать взыскания неустойки — это можно сделать в течение двухгодичного срока, причем за каждую некачественно оказанную услугу. Подать иск можно как по месту своего жительства, так и по месту заключения договора.

На этом все. Большое спасибо, что досмотрели это видео до самого конца! С вами была Алена Талаш. Есть вопросы? Не откладывайте — пишите их прямо сейчас в комментариях, и наши юристы из компании «РосКо» ответят вам совершенно бесплатно! И, конечно же, не забудьте подписаться на наш канал. Будь в курсе — будь с РосКо!

Полезные материалы от RosCo:

«РосКо — Консалтинг и аудит» — международная группа компаний с 20-летним опытом работы. Специализируется на предоставлении широкого спектра услуг в области юриспруденции, налогового консалтинга, аудита и бухгалтерского обслуживания.