Как получить вид на жительство после временного убежища

Законодательно вид на жительство и временное убежище — это разные статусы для иностранных граждан. Они различны по основаниям приобретения, по процедурам и по объему прав, предоставляемых гражданину. Рассказываем, как получить вид на жительство (ВНЖ), имея временное убежище (ВУ).

Содержание

Можно ли получить ВНЖ после ВУ

По общему правилу ВНЖ после временного убежища получить нельзя, поскольку для ВНЖ требуется не ВУ, а временное проживание (ч. 1 ст. 8 ФЗ № 115).

Закон содержит исключения, когда проживание оформлять не требуется (ч. 2 ст. 8 ФЗ № 115):

  • если гражданин родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР;
  • в случае если иностранец имеет родителя или ребенка — гражданина РФ;
  • если иностранец признан носителем русского языка;
  • высококвалифицированным специалистам и членам их семей;
  • если иностранец в течение 6 месяцев до обращения за ВНЖ осуществлял трудовую деятельность в РФ по профессии, включенной в Перечень, утв. Приказом Минтруда РФ от 05.04.2022 № 194н;
  • гражданам, получившим образование в РФ.

Носителем русского языка признают (ст. 33.1 ФЗ № 62):

  • иностранцев, которые самостоятельно или их родственники проживают в РФ или ранее проживали в РФ, либо на территории относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы РФ — по результатам собеседования;
  • граждан Беларуси и Украины — без собеседования, на основании заявления.

Таким образом, отдельные категории мигрантов вправе получить вид на жительство после вынужденного убежища, без оформления временного проживания.

Как получить ВНЖ после ВУ

Процедура оформления вида на жительство не отличается от общеустановленной:

Шаг 1. Подготовьте заявление на получение вида на жительство и документы к нему.

Формы заявлений и образцы заполнения, перечень требуемых бумаг размещают на информационном стенде подразделений по вопросам миграции, на сайтах МВД и на Госуслугах (п. 4 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 11.06.2020 № 417; п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699).

Общая форма утверждена Приложением 1 к Приказу № 417, вот образец ее заполнения:

Стандартный перечень бумаг включает:

  • четыре фотографии 35х45 мм;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • справки о доходах, выписки с банковских счетов;
  • справка на право собственности или пользования жилым помещением, если вид на жительство оформляется после трех и более лет пребывания в РФ;
  • документ, подтверждающий владение русским языком;
  • для высококвалифицированных специалистов — документы о приеме на работу;
  • справка о прохождении медосмотра.

Конкретный пакет документов рекомендуем уточнить в отделе миграции по месту постановки на учет. Перечень документов для несовершеннолетних и недееспособных граждан отличен от общего.

Шаг 2. Оплатите госпошлину и подайте заявление.

Размер госпошлины — 5000 рублей. При электронном оформлении госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7 (пп. 18 п. 1 ст. 333.28, п. 4 ст. 333.35 НК РФ, п. 67, 69 Административного регламента).

Заявление и пакет документов подают по месту нахождения на миграционном учете. Допустимо направить через Госуслуги. Если документы подают через Госуслуги, то необходимо приложить фотографию в электронном виде (п. 4 ст. 8 Закона № 115-ФЗ, п. 26, 45, 106, 178 Административного регламента).

ВАЖНО!
Для иностранцев, подающих заявление на ВНЖ после статуса временного убежища, без оформления проживания, обязательна государственная дактилоскопическая регистрация (п. 104, 112 Административного регламента).

Заявление на оформление ВНЖ подают не позднее чем за 4 месяца до окончания срока временного убежища (п. 5 ст. 8 Закона № 115-ФЗ).

Шаг 3. Получите уведомление о принятом решении.

Срок рассмотрения документов — 4 месяца. Для граждан Беларуси и высококвалифицированных специалистов — 3 месяца. Для граждан, признанных носителями русского языка, — 2 месяца.

Шаг 4. Получите вид на жительство

В случае положительного решения в уведомлении укажут адрес для получения ВНЖ. Если получен отказ — в уведомлении укажут основания отказа. В этом случае процедуру начинают сначала, после устранения замечаний.

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.