87
Оставить комментарий Распечатать

Конституционный Суд объявил итоги проверки норм ГПК о судебной волоките

Размер шрифта:
Как утверждает автор жалобы, оспариваемые нормы разрешают суду без проведения заседания определять, было нарушено или нет право на судопроизводство в разумный срок. В результате заявитель лишается возможности высказать свои возражения. Суд выявил общеобязательный конституционно-правовой смысл пункта 5 части первой статьи 244.6 ГПК РФ, который исключает любое иное истолкование.

Конституционный Суд сегодня объявил результаты проверки статьи Гражданского процессуального кодекса о судебной волоките. В ходе заседания 23 июня КС РФ обратил особое внимание на пункт 5 части первой статьи 244.6 ГПК РФ. Поводом послужила жалоба москвича Сергея Какуева.

По мнению заявителя, пункт разрешает суду еще на стадии возбуждения дела, без проведения заседания, определять, было нарушено или нет право на судопроизводство в разумный срок. Автор жалобы считает, что подобная практика противоречит не только Конституции, но и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он убежден, что в результате заявитель лишается возможности высказать свои возражения и не может реализовать свое право инициировать открытое разбирательство.

КС РФ пришел к выводу, что оспариваемая норма не предполагает возможности возвращения заявления в определенной ситуации. Речь идёт о случае, когда наличие или отсутствие нарушения не может быть определено исключительно на основе календарной оценки и требует исследования обстоятельств дела. Но если указанные в законе сроки рассмотрения дела явно не превышены, суд вправе возвратить заявление о присуждении компенсации.

Подробнее о деле и о решении по жалобе [X=http://www.ksrf.ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=884;T=рассказывается] на сайте Конституционного Суда:

По смыслу пункта 5 статьи 244.6 ГПК РФ, суд возвращает заявление о присуждении компенсации на нарушение права на судопроизводство в разумный срок, если установит, что срок данного судебного разбирательства с очевидностью свидетельствует об отсутствии нарушения данного права.

"При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу". (п.3 ст. 6.1 ГПК РФ)

История вопроса

Сергей Какуев пытался в судебном порядке расторгнуть договор купли-продажи. Тверской районный суд города Москвы отказал ему в исковых требованиях. Суд кассационной инстанции данное решение оставил без изменений.

Полагая, что при рассмотрении его дела было нарушено право заявителя на судопроизводство в разумный срок, г-н Какуев попросил суд присудить ему компенсацию.

В сентябре 2010 года Московский городской суд возвратил Сергею Какуеву его заявление на основании пункта 5 части первой статьи 244.6 ГПК РФ. Изучив обстоятельства дела, суд кассационной инстанции также пришел к выводу, что право на судопроизводство в разумный срок нарушено не было.

Позиция заявителя

По мнению Сергея Какуева, оспариваемая норма разрешает суду определять, было нарушено или нет право заявителя на судопроизводство в разумный срок на стадии возбуждения дела без проведения открытого судебного заседания. В своей жалобе в Конституционный Суд РФ Сергей Какуев указывает, что указанная норма не позволяет заявителю реализовать свое право инициировать открытое разбирательство и рассмотрение его требований судом в открытом заседании. Таким образом, заявитель лишается возможности высказать свои доводы и возражения против доводов ответчика.

Сергей Какуев полагает, что оспариваемое законоположение не соответствуют статье 17 Конституции Российской Федерации, как не обеспечивающее реализацию пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Позиция Суда

...Оспариваемая норма... не предполагает возможности возвращения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, когда наличие или отсутствие указанного нарушения не может быть определено исключительно на основе календарной оценки и требует исследования обстоятельств дела, что возможно лишь при рассмотрении и разрешении судом дела по существу в судебном заседании.

...в случае явного отсутствия превышения указанных в законе сроков рассмотрения дела суд вправе возвратить заявление о присуждении компенсации. Аналогичной позиции придерживаются Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ, изложив ее в постановлениях пленумов от 23 декабря 2010 года.

Конституционно-правовой смысл положения пункта 5 части первой статьи 244.6 ГПК РФ, выявленный КС РФ, является общеобязательным и исключает любое иное истолкование.

Напомним, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в частности, гласит:

Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона...

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Об этом говорится в статье 17 Конституции РФ.

Добавим, согласно статьям 79 и 80 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде", решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Правительство не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Госдуму изменения или дополнения в закон, признанный неконституционным. Подобные законопроекты рассматриваются во внеочередном порядке.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай