565
Оставить комментарий Распечатать

Ремонт и временная замена

Размер шрифта:
Купил недавно один мой знакомый себе фотоаппарат. А фотоаппарат через пару месяцев сломался. Владелец решил его отремонтировать, а на время ремонта получить замену, то есть другой фотоаппарат. И, естественно, всё оказалось не так просто.

Сложная техника

Как всегда, начнем с основ. Фотоаппарат относится к категории технически сложных товаров. Это следует из п. 11 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. При обнаружении недостатков в таком товаре потребитель имеет право предъявить требования о возврате денег или об обмене в течение 15-ти дней со дня покупки (ст. 18 ЗоЗПП). Требования эти покупатель может предъявлять по своему выбору продавцу, производителю или импортеру. Продавцы часто сразу отсылают покупателя с неисправной сложной техникой в сервис-центр. Про один из таких случаев вы может прочитать в статье «Послали в сервис-центр? Не спешите» .

Но в нашем случае фотоаппарат сломался через 2 месяца. И владелец принял решение отремонтировать технику.

Кто будет ремонтировать

Посмотрев на адреса сервис-центров, Василий (так зовут моего знакомого) решил, что магазин, где он купил фотоаппарат, ближе. И решил обратиться за ремонтом туда, так как потребитель имеет право обращаться с требованием безвозмездного устранения недостатков товара или к продавцу, или к производителю, или к импортеру. Вася решил, что ему удобнее обратиться к продавцу.

Менеджер магазина, выслушав требования Василия, настоятельно посоветовал ему обратиться в сервис-центр. Утверждал, что ремонтом магазин не занимается, и все вопросы с этим связанные решаются только в сервис-центре. Тогда Василий попросил позвать более компетентного сотрудника магазина, который был бы знаком с законом «О защите прав потребителей». Пришел старший менеджер. Старший менеджер тоже был не рад перспективе заниматься ремонтом фотоаппарата. И сообщил, что в сервис-центре ремонт прошел бы быстрее, а у них он может затянуться.

Сроки

Желательно, конечно, чтобы срок ремонта был определен письменным соглашением. В таком соглашении длительность ремонта не может превышать 45 дней (п. 1 ст. 20 ЗоЗПП). Но если такое соглашение не заключается, закон оговаривает, что «недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа».

Понятно, что сразу никто не может сказать, сколько же времени потребуется для ремонта. Для того чтобы это определить, нужно сначала узнать, в чем поломка. А для этого нужно сделать экспертизу.

Экспертиза проводится за счет продавца. Но если она покажет, что поломка произошла не по вине изготовителя (продавца), покупатель обязан возместить расходы на её проведение. Ремонт в этом случае тоже проводится за свой счет.

В случае же отсутствия письменного соглашения, насчет сроков закон точно ничего не говорит. Откуда обычный потребитель может знать, сколько времени нужно для починки той или иной поломки? То есть теоретически продавец может действительно тянуть время.

Не страшны нам ваши сроки

Поскольку Васин способ добывания денег на жизнь связан напрямую с фотосъемкой, то без фотоаппарата он никак не мог. Фотоаппарат является товаром длительного пользования. И согласно закону, потребитель имеет право потребовать на срок ремонта товара длительного пользования замену (п. 2 ст. 20 ЗоЗПП). Замена предоставляется только по требованию потребителя. То есть, сам продавец не обязан вам предлагать замену, но уж если вы попросите, то и отказать права не имеет.

Замену обязаны предоставить в течении 3-х дней. Безвозмездно. На весь период ремонта.

Обратите внимание:

Замена предоставляется только на период ремонта. То есть, если сначала у вас принимают товар на экспертизу, то на этот период замену предоставлять вам не обязаны.

Для того чтобы получить временную замену, необходимо написать заявление (смотри Приложение).

Чем заменят

Товар, предоставленный в качестве временной замены, должен быть аналогичным и обладать теми же основными потребительскими свойствами, которыми обладает сданный в ремонт товар.

Аналогичный товар - товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара.

Потребительские свойства товара - свойства товара, проявляющиеся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.

Но на практике выходит, что в качестве временной замены вам могут предоставить не совсем то, что у вас забрали в ремонт. Например, у моего знакомого был профессиональный фотоаппарат. Очень дорогой, с разными полезными функциями. На замену ему предложили фотоаппарат другой марки и модели, что вполне допустимо законом. Не «мыльница», конечно, но и до сданного в ремонт, он не дотягивал. Я не сильно разбираюсь в фототехнике, но, по словам Василия, полноценно осуществлять свою профессиональную деятельность с этим фотоаппаратом он не мог.

Дальше были долгие споры Васи с менеджером магазина. Вася с моей подачи зачитывал закон и определения терминов. Менеджер доказывал, что вот именно такого фотоаппарата у них в наличии нет, и «берите, что дают». Но Вася стоял на своем, потому что, сколько будут чинить его фотоаппарат было не ясно, а работать как-то надо. И указал, что в магазине имеется фотоаппарат с такими же техническими характеристиками, и что он бы его вполне устроил в качестве временной замены. Торговались долго. Дошли до директора магазина. Директор, выслушав все аргументы, согласился с буквой закона и с Васиными требованиями.

Совет:

В требовании о предоставлении временной замены, обязательно укажите те функции и характеристики товара, которые для вас имеют особую важность, и которыми вы регулярно пользуетесь. Тогда будет проще добиться замены именно с учетом ваших пожеланий.

Что не заменят

Но не на каждый товар вам предоставят временную замену. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55 требование предоставления временной замены на период ремонта не распространяется на:

  • автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;

  • мебель;

  • электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла);

  • электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары);

  • гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.

А если «замена» сломалась?

Допустим, что пока вы пользовались временной заменой, она вдруг сломалась. Кто виноват и что делать?

Бытует мнение, что за товар, выданный в качестве временной замены, отвечает сам потребитель. И часто заключается договор, в котором сказано, что если товар, выданный на замену, сломается, то отвечать за поломку будет сам потребитель. Например, должен будет оплатить 10-20% от стоимости или оплатить ремонт. Если потребитель виноват в поломке – это одно. А если же опять заводской брак? Почему потребитель должен нести за это ответственность?

В общем, как бы предложила действовать я в ситуации, когда товар, выданный на временную замену, ломается. В первую очередь надо сделать экспертизу. Если она показывает, что товар сломался не по нашей вине, тогда идём к продавцу и требуем другой замены и возмещения денег, потраченных на экспертизу.

И ещё раз напомню, что по статье 16 ЗоЗПП «условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными». Если потребитель не виноват в поломке, почему он должен за это платить?

Если требования не выполняются

За невыполнение или задержку выполнения требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

В общем, в результате споров Василий всё-таки получил на замену на время ремонта фотоаппарат, подходящий ему для работы. И спокойно работал, пока его техника была в ремонте.

Перечислю ещё раз основные моменты, о которых стоит помнить, если вы решили сдать товар в гарантийный ремонт.

  1. Обращаться можно не только к производителю, но и к продавцу.

  2. Если ремонт осуществляется по договору, то его срок не должен превышать 45 дней. Если договор не заключается, то в минимальные сроки, необходимые для проведения такого ремонта.

  3. На время ремонта вы можете потребовать предоставить замену товара на аналогичный.

  4. Обязательно оформляйте требование о временной замене в письменном виде, с указанием важных для вас функций и характеристик товара.

  5. Замену обязаны предоставить в течение трех дней, после требования потребителя.

  6. Если товар, выданный на замену ломается, то в обязанности потребителя доказать, что не по его вине.




От (ФИО)_____________________________

проживающего по адресу: ________________


Кому _________________________________



ЗАЯВЛЕНИЕ




Мной тогда-то тогда-то был сдан в гарантийный ремонт товар, (номер и дата документа о принятии товара магазином или сервис-центром), приобретенный там-то (название магазина) тогда-то (дата). Прошу выдать на время ремонта замену.




Дата подпись.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай