131
Оставить комментарий Распечатать

Изменения по УСН и ЕНВД

Размер шрифта:
Больше возможностей перейти на УСН или сохранить «занимаемые позиции» предоставляют изменения в налоговом законодательстве и письменные разъяснения налоговых органов. А налогоплательщики, переведенные на уплату ЕНВД, получили, наконец, давно обещанное освобождение от применения ККТ.

Эти изменения произошли и происходят в контексте преференций, оказываемых малому бизнесу с целью «оживления» экономической ситуации в стране.

Соответствующие поправки были внесены в главу 26.2 НК РФ Федеральным законом от 19.07.09 №204 ФЗ. Прогрессивные изменения для налогоплательщиков, переведенных на уплату ЕНВД, в ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…» внесены Федеральным законом от 17.07.09 №162-ФЗ. А налоговая служба РФ дала организациям, применяющим УСН, благоприятное разъяснение по сдаче отчетности, что в нашей стране бывает не столь уж часто.

О лимитах доходов, позволяющих перейти на УСН

Упомянутым Федеральным законом от 19.07.09 №204-ФЗ (далее Закон №204-ФЗ) повышены лимиты доходов, позволяющие перейти и оставаться на УСН. Теперь они составляют соответственно 45 и 60 млн. руб. Однако их индексация в ближайшие три года не планируется.

При этом порядок вступления в силу закона №204-ФЗ весьма запутан. Лимиты, установленные в настоящее время в ст. 346.12 и 346.13 НК РФ, не отменены, а просто заморожены на несколько лет.

Уже в текущем году при подаче заявления о переходе на УСН с 2010 года налогоплательщики смогут воспользоваться новым лимитом доходов, позволяющим перейти на этот спецрежим. С 22.07.09 в п. 2.1 ст. 346.12 установлено, что перейти на УСН можно, если доходы за 9 месяцев года, в котором подается заявление, не превысили 45 млн. рублей. А пункт 2 ст. 346.12 НК РФ, предусматривающий лимит в 15 млн. рублей, до 01.10.12 года не действует.

Как уже отмечено выше, индексировать 45-миллионный лимит доходов не предполагается, так как соответствующие положения в новой редакции указанного пункта не предусмотрены. Поэтому при переходе на УСН с 2011 и 2012 годов сумма доходов не должна будет превышать 45 млн. рублей.

В статье 3 Закона №204-ФЗ предусмотрены особые положения на период с 01.10.12 по 31.12.13. В этот период величина предельного размера доходов, позволяющая перейти на УСН, будет соответствовать размеру, который с учетом индексации действовал в 2009 году. А это означает, что лимит для перехода на УСН с 2013 и 2014 годов составит 43 428 077 руб. (15 000 000 руб. х 1,132 х 1,241 х 1,34 х 1,538). То есть, по мнению Президиума ВАС, базовый лимит в 15 млн. руб. следует перемножить не только на коэффициент за 2009 год (Постановление от 12.05.09 № 12010/08), но и на все коэффициенты с 2006 года. Налоговые органы в своем Письме от 03.07.09 № ШС-22-3/539@ рекомендовали учитывать позицию высшей арбитражной инстанции.

Однако, при этом, имеется некоторая неясность в отношении лимита для перехода на УСН с 2013 года, так как действие абзаца первого п. 2 ст. 346.12 НК РФ приостановлено до 01.10.12. То есть получается, что, согласно п. 1 и 2 ст. 2 Закона №204-ФЗ, индексация предельной суммы дохода в размере 15 млн. Руб. в период с 1 октября по 30 ноября 2012 года не предусмотрена.

С 2015 года и далее будет действовать 15-миллионный лимит для перехода на УСН, умноженный на коэффициенты-дефляторы, установленные Правительством РФ (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

О сумме дохода, позволяющей остаться на УСН

Увеличена сумма доходов налогоплательщика, позволяющая применять УСН. С 01.01.10 она составит 60 млн. руб., о чем указано в новом п. 4.1 ст. 316 НК РФ. А это означает, что, согласно позиции ВАС РФ, в текущем году максимально допустимая для применения УСН сумма доходов составляет 57 904 103 руб. (20 000 000 руб. х 1,132 х 1,241 х 1,34 х 1,538). Если же руководствоваться другой точкой зрения, предусматривающей лишь индексацию на коэффициент 1,538, то сумма получится значительно меньше – всего 30 760 000 руб.

В 2010, 2011, 2012 годах будет действовать п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, предусматривающий лимит в 60 млн. руб., позволяющий налогоплательщику оставаться на УСН. Пункт 4 ст. 346.13 НК РФ, в котором сейчас установлен лимит 20 млн. руб., не будет применяться до 01.01.13.

В отношении лимита 2013 года также введена специальная норма – величина предельного размера доходов, ограничивающая право налогоплательщика на УСН. Эта норма применяется в 2013 году в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 году. Указанная сумма составит 57 904 103 или 30 760 000 руб. в зависимости от того, какую методологию расчета применять (со всеми коэффициентами или с одним, равным 1,538).

В 2014 году и далее, если не внесут поправки, будет действовать 20-миллионный лимит для применения УСН, индексированный на коэффициенты-дефляторы, установленные Правительством РФ (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Переход на УСН без разрешения

Перейти на УСН со следующего года имеют право организации, у которых по итогам 9 месяцев текущего года сумма выручки от реализации и внереализационных доходов не превысит 45 млн. руб. Если организация соответствует еще и другим требованиям ст. 346.12 НК РФ, то в период с 1 октября по 30 ноября можно подать в налоговую инспекцию заявление о переходе на УСН.

Несмотря на то, что обязательной формы этого заявления нет, его лучше подать по рекомендованной форме №26.2-1, утвержденной Приказом МНС РФ от 19.09.02 № ВГ-3-22/495. Эта форма достаточно удобна для налогоплательщиков и привычна для налоговых органов. Считается, что если составить заявление в произвольной форме, то основанием для отказа в применении УСН это служить не может. Однако на практике как раз все случается наоборот. Тут дело не только в том, что налоговые органы не любят самодеятельности. А еще и в том, что можно пропустить какой-то существенный реквизит, что вполне может послужить формальным поводом для отказа.

Следует иметь в виду, что переход на данный спецрежим является уведомительным. Это подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 07.10.08 №6159/08. То есть для работы на УСН достаточно подать заявление о переходе на этот спецрежим. При этом дожидаться уведомления из налоговой инспекции не обязательно. Однако будет не лишним заручиться доказательствами того, что инспекция заявление приняла. С этой целью следует получить отметку о приеме заявления в отделе работы с налогоплательщиками или в канцелярии. Заявление можно также послать заказным письмом с описью вложения. Копию этого заявления также следует сохранить.

Издержки нового закона

При всех положительных моментах в Закон №204-ФЗ вкрался неприятный казус.

Если следовать новому закону буквально, то налогоплательщики, у которых выручка превысила 20 млн. рублей, теряют в текущем году право на применение данного спецрежима. Как известно лимит в 20 млн. руб. умножается на коэффициенты-дефляторы. При этом в НК РФ указано, что коэффициенты-дефляторы применяются в порядке, определенном во втором абзаце п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Однако загвоздка в том, что в Законе №204-ФЗ сказано: действие упомянутого абзаца приостанавливается с момента вступления закона в силу.

Законодатель видимо имел в виду приостановление применения дефляторов только для лимита, который позволит применять УСН в следующем году. Формально же получается, что налоговые органы могут применять лимит выручки в 20 млн. руб. без корректировки на коэффициенты-дефляторы. При этом весьма вероятно, что налоговые инспекции на местах не будут злоупотреблять возникающей формальной возможностью репрессивных действий, так как это не соответствует духу времени.

О представлении бухгалтерской отчетности

В Минфине РФ считают, что общества с ограниченной ответственностью, применяющие УСН, должны сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые инспекции на общих основаниях. В финансовом ведомстве считают, что следует применять положения закона об ООО, которые обязывают все компании такой организационно-правовой формы вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность. По мнению Минфина РФ, эти нормы являются специальными (т.е. имеющие приоритет) по отношению к положениям Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», освобождающим организации, применяющие УСН от бухгалтерского учета. Любопытно, что эта «налоговая мысль» созревала в финансовом ведомстве в течение многих лет, но почему-то нашла свое воплощение во время финансового кризиса, когда малым предприятиям и так приходится нелегко (Письмо Минфина РФ от 13.04.09 № 07-05-08/156 ).

Однако, к счастью налогоплательщиков, у налоговой службы имеется несколько иное «видение» этой проблемы. Специалисты ФНС согласны со своими коллегами из Минфина с тем, что законы об ООО и акционерных обществах обязывают все общества независимо от режима налогообложения вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность. Тем не менее, с точки зрения ФНС РФ такая обязанность вовсе не означает, что компании, применяющие УСН, должны еще и отчитываться перед налоговой службой. Бухучет и отчетность таких организаций необходимы исключительно в корпоративных целях, например для того, чтобы определить размер выплачиваемых дивидендов или действительную стоимость доли выходящего участника. Поэтому штрафовать организации, применяющие УСН, за непредставление в налоговые инспекции бухгалтерского баланса нет оснований (Письмо ФНС РФ от 15.07.09 № ШС-22-3/566@ ).

Освобождение плательщиков ЕНВД от применения ККТ

С 21 июля текущего года вступил в силу Федеральный закон от 17.07.09 №162-ФЗ (далее Закон №162-ФЗ), предусматривающий освобождение плательщиков ЕНВД от обязанности использовать контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон от 22.05.03 №54-ФЗ (далее Закон №54-ФЗ), регулирующий применение ККТ.

Федеральным законом вводится обязательное условие для налогоплательщиков, которые не захотят использовать кассовые аппараты. Они должны, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона №54-ФЗ в редакции от 17.07.09, выдавать по требованию покупателя (клиента) документ, подтверждающий прием денежных средств за товар (работу, услугу).

Налогоплательщикам, уплачивающим ЕНВД необходимо определиться и выбрать что-то одно: применять только ККТ либо отказаться от ККТ вообще и выдавать другие документы о приеме денег, если покупатель (клиент) этого потребует. В последнем случае кассовый аппарат надо снять с учета в налоговой инспекции.

Следует иметь в виду, что в городах розничные продавцы алкогольных напитков с содержанием спирта более 15% обязаны применять ККТ (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 №171-ФЗ). Внесенные поправки отнюдь не освобождают от такой обязанности даже плательщиков ЕНВД. При этом если в магазине продаются другие товары, то и по ним необходимо пробивать кассовые чеки.

Если плательщик ЕНВД отказывается от применения ККТ, то по требованию покупателя (клиента) можно выдавать товарный чек, квитанцию или иной подтверждающий документ любой формы, содержания, распечатки – на усмотрение самого продавца (поставщика услуг). Главное, чтобы в таком документе содержались все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2.1 ст. 2 Закона №54-ФЗ, а именно:

  • наименование;

  • порядковый номер и дата выдачи;

  • наименование компании или ФИО индивидуального предпринимателя;

  • ИНН продавца;

  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (работ, услуг);

  • сумма наличной оплаты в рублях;

  • должность, Ф. И. О. и подпись лица, выдавшего документ.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных реквизитов налоговые органы могут квалифицировать такое нарушение как отказ продавца выдать требуемый документ, за что предусмотрены штрафные санкции.

Законом № 162-ФЗ также предусмотрены поправки в закон РФ от 21.03.91 №943-1 «О налоговых органах РФ» и Кодекс административных правонарушений РФ (КоАП РФ) Так, в настоящее время налоговые органы вправе налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за товар (работу, услугу). Штраф для граждан, согласно откорректированной ст. 14.5 КоАП РФ, составит от 1500 до 2000 руб., для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 3000 до 4000 руб., для организаций – от 30 000 до 40 000 руб.

Если плательщик ЕНВД решил отказаться от применения контрольно кассовой техники, то ему необходимо снять ее с учета. Для этого в налоговую инспекцию необходимо подать заявление.

Составить такое заявление можно в произвольной форме, приняв за основу форму о регистрации ККТ, утвержденную Приказом ФНС РФ от 09.04.08 № ММ-3-2/152@.

В заявлении следует указать данные о кассовом аппарате (модель ККТ, заводской номер, год выпуска, номер паспорта), адрес установки контрольно-кассовой машины и причину ее снятия с учета. К заявлению прикладывается подлинник паспорта ККТ и карточка регистрации (п. 16 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.07 №470).

В данной ситуации сроки снятия ККТ с учета не установлены, однако затягивать этот процесс не рекомендуется. По возможности стоит направить заявление сразу, как только компания примет решение, что будет вести наличные расчеты без применения ККТ. В налоговых органах полагают, что именно снятие кассового аппарата с учета означает, что плательщик ЕНВД выбрал другой вариант расчета с покупателями, предусматривающий вместо выдачи чеков иных документов, подтверждающих оплату.

А если ККТ с учета не сняли, значит, плательщик ЕНВД ведет расчеты с использованием кассовой техники, применение которой будет не лишним проверить.

Валерий Соловьев, советник государственной гражданской службы РФ II класса

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай