75
Оставить комментарий Распечатать

Покупки по картинкам

Размер шрифта:
Иногда я покупаю косметику по каталогам. Фирм таких сейчас много. Принцип действия такой: покупатель выбирает по каталогу товар. Платит деньги распространителю. И распространитель через какое-то время привозит заказанный товар. По такому принципу сейчас можно купить все: от косметики и одежды до бытовой техники и мебели. А как быть в этом случае с правами покупателя? Можно ли товар вернуть, если он не подошел или некачественный?

Такой способ продажи называется дистанционным. К нему относится также телевизионная торговля и, вообще, любая торговля по буклетам, каталогам, фотоснимкам, а также по средствам связи (телевизор, радио, интернет). Отличительная черта этого вида торговли – невозможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром. Регулирует эту деятельность статья 26.1 Закона «О защите прав потребителей».

Перед заказом

Как и при любом другом способе продажи товара, при дистанционной продаже продавец должен предоставить потребителю до момента покупки информацию о:

  • Основных потребительских свойствах товара;

  • Адресе (месте нахождения) продавца;

  • Месте изготовления товара;

  • Полном фирменном наименовании продавца (изготовителя);

  • Цене;

  • Условиях приобретения товара и его доставке;

  • Сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;

  • Порядке оплаты товара;

  • Сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

То есть перечисленная выше информация должна быть доведена до сведения потребителя до оплаты им товара.

В процессе

В момент доставки товара потребителю должна быть предоставлена в письменной форме следующая информация:

  • Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

  • Информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;

  • Информацию о правилах продажи товаров;

  • Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Также в момент доставки товара продавец обязан сообщить потребителю информацию о порядке и сроках возврата товара. И вот об этом подробнее.

Допустим, мы заказали что-либо по каталогу, в телемагазине или в интернете. Неважно что – от косметики до мебели. По Закону «О защите прав потребителей» мы вправе отказаться от заказанного товара в любое время до его передачи. А после передачи товара нам – в течение семи дней со дня его получения. Это правило распространяется на любой товар, купленный дистанционно, в том числе и надлежащего качества.

Обратите внимание:

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

После покупки

Как и при обычной покупке, отказаться от товара надлежащего качества возможно, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства. Также желательно иметь документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако если такого документа нет, это не значит, что вернуть товар не получится. В п. 4 статьи 26.1. говориться: «Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца». То же подтверждает и Гражданский кодекс. Статья 502 ГК РФ: «Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца». Такими доказательствами могут служить, например, свидетельские показания, или переписка по электронной почте с продавцом.

Обратите внимание:

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

Иными словами, если мы покупали, например, кухонную мебель, сделанную под заказ конкретно под наши размеры, то вернуть её, при её надлежащем качестве, не получится. То же касается одежды и обуви, если эти вещи создавались на заказ под конкретного человека.

При отказе потребителя от товара, продавец обязан вернуть уплаченную за товар сумму не позднее, чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующих требований.

Обратите внимание:

Если покупатель отказывается от товара надлежащего качества, то продавец вправе вычесть из суммы, которую он должен возвратить за товар, расходы на доставку этого товара обратно от покупателя.

Пример 1:

Вы увидели в телемагазине чудо-резку морковки. И, поддавшись на уговоры говорливых телеведущих, заказали это чудо техники. Вам сообщили дату и время, когда товар вам будет доставлен. И вот в день доставки вы решаете, что чудо-резка морковки вам совсем и не нужна. Что делать? Звонить в магазин и отказываться от товара. Даже если курьер уже к вам выехал (и даже если он стоит у вашего подъезда), вы можете отказаться от получения чудо-резки на основании п.4 ст. 26.1. Закона «О защите прав потребителей», где, как я уже писала, сказано, что «Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи».

Пример 2:

Вы заказали по каталогу шкаф. Вам его привезли, Вы его рассмотрели ближе и решили, что шкаф вам не подходит. Что делать? В течение недели можно этот шкаф вернуть. Напоминаю, что если шкаф был сделан на заказ по вашим размерам, то вернуть его не получится. Но если шкаф совершенно стандартный, то продавец обязан забрать у вас шкаф и в течение десяти дней вернуть за него деньги. При этом из суммы возврата он имеет право вычесть сумму расходов на то, чтобы вывезти от вас шкаф.

А если обнаружен брак

Что касается возврата некачественного товара, купленного дистанционно, то тут процедура совершенно стандартная и ничем не отличается от возврата при обычном способе продажи. Регулируется этот процесс статьями 18-24 Закона «О защите прав потребителей».

При обнаружении недостатков товара потребитель вправе:

  • Потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

  • Потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  • Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

  • Потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  • Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Все эти требования можно предъявить продавцу, импортеру, или изготовителю (на усмотрение покупателя) в течение гарантийного срока или срока годности товара. Но тут есть нюансы. Многое зависит от самого товара. Например, с возвратом неисправной техники могут возникнуть споры с продавцом. О том, на какие законы опираться при возврате технически сложного товара, можно прочитать в статье «Послали в сервис-центр? Не спешите» .

Прежде чем купить, надо прочитать

Если вы решили что-то заказать по телевизору, по каталогу, или в интернете, обязательно читайте внимательно все условия договора и особенно обращайте внимание на те пункты и примечания, которые указаны мелким шрифтом. Именно там продавцы пишут условия, которые могут не понравиться покупателю. При этом не забывайте, что по статье 16 Закона «О защите прав потребителей» если условия покупки товара, указанные на сайте или в каталоге и даже прописанные в договоре, ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, то такие условия признаются недействительными. Удачного шопинга!

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай