63
Оставить комментарий Распечатать

Праздничные распродажи: «Никаких гарантий!»

Размер шрифта:
Ну в самом деле: вам эти фирменные сапоги почти даром отдают, с 12 тысяч до 5 с половиной цену скинули! Так что вполне логично и гарантию сократить вполовину – с месяца до двух недель. Так объяснили продавцы нашей читательнице Насте. «Неужели гарантийный срок зависит от цены?» - удивляется девушка.

Вообще, тема гарантии – одна из самых «больных» для покупателей. Какой продолжительности должен быть гарантийный срок для разных товаров? Когда гарантия может быть сокращена, отменена? Что делать, если брак «всплыл» после окончания гарантии? Эти вопросы приходят к нам в рубрику регулярно.

Итак, сегодня – краткий ликбез.

1.Как ни странно для многих это прозвучит, нынешнее законодательство вообще не обязывает изготовителей давать гарантию на свои товары. Хочешь – давай, хочешь – нет, а если предоставляешь гарантию, то срок назначаешь по своему смотрению – хоть неделю, хоть пять лет.

Законодатели исходили из того, что производителей будет стимулировать конкуренция: покупатель скорее клюнет на товар того изготовителя, который не побоялся установить гарантийный срок.

Таким образом, единых, обязательных сроков гарантии для разных видов товаров попросту не существует. На практике сложилось так, что обувщики зачастую дают гарантию на 30 дней, производители одежды – на две недели – месяц, а изготовители бытовой техники – на срок от 6 месяцев до двух-трех лет (в зависимости от сложности и «масштабности» техники).

Обратите внимание: для сезонных товаров (обувь, одежда и др.) гарантия начинает отсчитываться с начала соответствующего сезона, причем, по месту жительства покупателя.

Это важно, поскольку сроки сезонности по закону устанавливаются региональными властями исходя из местных климатических особенностей и не всегда совпадают с привычными нам календарными временами года. Так, например, в Москве согласно постановлению городского правительства сезон для товаров летнего ассортимента стартует с 1 мая, а не с 1 июня.

Поэтому, например, если сейчас вы купите на распродаже босоножки с 30-дневной гарантией, то этот срок начнет отсчитываться для москвичей с 1 июня 2009 года.

2.На какие же случаи распространяется гарантия, а когда магазин или сервис-центр вправе заявить, что ваша поломка под гарантию не попадает?

Запомните важный нюанс: памятки, вкладыши к товарам, объявления в магазинах и т.д. с грозным предупреждением: на сменные детали, застежки, ремешки и т.п. «мелочи» гарантия не распространяется – не имеют юридической силы! Продавец, производитель и сервис-центр не отвечают за дефекты только в том случае, если эти детали изначально были идеальными по качеству, а вышли из строя по вине покупателя, иных лиц, из-за непреодолимой силы (пожар, землетрясение и т.п.) либо в результате естественного износа, окончания срока службы.

Если же деталь изначально имела скрытые недостатки (брак) и “полетела” именно поэтому, то покупатель имеет полное право предъявлять претензии.

То же касается и всех остальных поломок независимо от степени их значительности: гарантия не действует, то есть магазин (производитель, сервис-центр) вправе отказать покупателю в выполнении его требования, только если установлено, что причиной дефекта является не скрытый брак, а неаккуратные действия покупателя, непреодолимая сила и т.д. (см. выше). Причем, доказано это должно быть не умозаключениями продавца или сотрудников сервис-центра, а экспертизой качества товара. Напомню, по закону в период гарантии сдать товар на экспертизу и оплатить ее обязан магазин или сервис-центр – в зависимости от того, куда обратился покупатель.

3.Наконец, “горячий” вопрос: что же делать, если гарантии не было либо она только что закончилась, и сапоги (шуба, мобильный телефон) “накрылись”?

Тут вступает в действие правило закона: если недостатки товара обнаружены в разумный срок в пределах двух лет после приобретения вещи, то покупатель имеет полное право предъявить претензию – независимо от наличия или отсутствия гарантии (п. 1 и 5 ст. 19 Закона “О защите прав потребителей” ).

Однако имейте в виду: в этом случае, если у продавца возникнут сомнения – кто виноват в причине поломки – он вправе потребовать, чтобы покупатель за свой счет сдал товар на экспертизу. А если эксперты подтвердят, что причиной дефекта являются скрытые производственные недостатки, то магазин будет обязан не только выполнить требование покупателя (вернуть деньги, заменить, отремонтировать), но и компенсировать расходы на экспертизу.

Возвращаясь к вопросу нашей читательницы, уточняю: если производитель установил гарантию на свой товар, и магазин продает эту продукцию новой, не бывшей в употреблении, то не допускается ни сокращение, ни отмена гарантии. Так что, видя подобные махинации на распродажах, сразу выясняйте: а какой гарантийный срок изначально установил производитель? Узнать это можно как у продавцов, так и позвонив в представительство фирмы-производителя.

Анна Добрюха

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай