40
Оставить комментарий Распечатать

Особенности проявления общероссийских тенденций развития финансовых рынков в федеральных округах

Размер шрифта:
ОКР Региональные рынки финансовых услуг в Российской Федерации активно развиваются наряду с расширением и активизацией экономической деятельности, развитием технологий предоставления финансовых услуг. Вместе с тем, потребности общества в финансовых услугах и условия предоставления финансовых услуг в регионах различаются, а следовательно, каждый регион имеет свою специфику. В связи с этим антимонопольный орган уделяет большое внимание анализу развития конкурентной среды на финансовых рынках на региональном уровне.

Основной характеристикой региональной структуры финансовых рынков Российской Федерации остается диспропорция в пользу Центрального федерального округа (ЦФО). Так, на рынке банковских услуг данного округа на начало 2005 г. действовали 742 кредитные организации (более половины действующих в России кредитных организаций), активы которых составляли 85% активов всей банковской системы Российской Федерации. Аналогичная ситуация — и на рынке страховых услуг, где из 1280 страховых компаний, зарегистрированных в России, 668 осуществляют деятельность в ЦФО. При этом в структуре совокупной страховой премии доля округа составляет 63%. Не является исключением и рынок ценных бумаг ЦФО — на него приходится более 90% профессиональных участников рынка ценных бумаг России и две крупнейшие в стране торговые площадки на рынке ценных бумаг.

В то же время на рынке лизинговых услуг отмечается перераспределение компаний в пользу регионов. Если в 2002 г. в Москве было зарегистрировано 58% всех лизинговых компаний (в регионах — 42%), то в 2004м это соотношение составило 42% против 58%. Одновременно в рамках федеральных округов также существует диспропорция в пользу экономически развитых регионов. Наиболее выражено это в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, где более половины финансовых организаций округа осуществляют деятельность в Москве и Санкт-Петербурге соответственно. В остальных округах, как правило, присутствует 34 лидирующих региона с примерно одинаковым уровнем развития финансовых рынков.

Говоря о количественных характеристиках структуры финансового рынка, не следует забывать о качестве данной структуры. Например, по данным Росстрахнадзора, из уже упомянутых 1280 страховых компаний, зарегистрированных на 1 января 2005 г., 251 компания (около 20% страховых организаций) вообще не проводила в 2004 г. страховые операции. Кроме того, эксперты отмечают присутствие на российском рынке большого числа финансовых компаний с низким уровнем капитализации, а следовательно, с низкой конкурентоспособностью. Именно сокращением числа таких компаний в первую очередь объясняется тенденция снижения в последние годы количества кредитных и страховых организаций. Так, количество страховых компаний по России в целом сократилось в период 2003-2005 гг. на 9%, причем темп сокращения страховщиков в 2004 г. возрос и составил 8,5%.

Последовательные структурные изменения, происходящие на страховом рынке, преимущественно идут в следующих направлениях. Во-первых, создание холдинговых групп страховых компаний, остающихся юридически самостоятельными и связанными между собой участием в уставных капиталах и в органах управления. Во-вторых, поглощение небольших компаний и создание на их основе филиалов или представительств крупных страховщиков.

Формирование путем слияния компаний нового юридического лица — более редкий вариант, поскольку это вызывает необходимость, в том числе, получения новой лицензии и, следователь но, временные потери в развитии. Число действующих банков сократилось в этот период во всех федеральных округах, кроме Центрального. Однако и данные тенденции проявляются в регионах в разной степени. В Уральском федеральном округе произошло снижение количества действующих кредитных организаций на 9%, а в Северо-Западном — только на 1%. При этом по числу действующих кредитных организаций Северо-Западный федеральный округ занимает лишь 4 место, а активы кредитных организаций округа являются вторыми по величине в России после Центрального федерального округа.

Во всех федеральных округах, за исключением Северо-Западного, продолжился рост числа филиалов кредитных организаций, зарегистрированных в других регионах на фоне сокращения числа филиалов кредитных организаций, зарегистрированных в регионе.

Из изложенного можно сделать вывод, что Центральный и Северо-Западный федеральные округа значительно превосходят все остальные не только по количеству присутствующих финансовых организаций, но и по уровню капитализации и конкурентоспособности финансовых рынков. Кроме того, финансовые организации городов Москва и Санкт-Петербург занимают лидирующие позиции и на финансовых рынках подавляющего большинства других регионов.

В России рынки по предоставлению банковских услуг физическим лицам, имеющие определяющее значение при оценке уровня развития рынка банковских услуг, более концентрированны и неоднородны, чем рынки депозитов и кредитов предприятиям и организациям.

Так, диаграмма (стр. 13) описывает сравнение уровня концентрации капитала на рынке депозитов физических лиц с уровнем концентрации капитала на рынке депозитов предприятий в регионах Северо-Западного федерального округа. На данной диаграмме видно, что концентрация капитала на рынке депозитов физических лиц в 7 регионах из 10 выше, чем на рынке депозитов предприятий, и разница достигает 20%. Обратная ситуация наблюдается только в Вологодской области, а в 2 регионах показатели на данных сегментах рынка почти одинаковы.

Следует отметить, что в 2004 г. банки значительно активизировали деятельность по оказанию услуг населению, особенно в сфере предоставления кредитов. Об этом свидетельствует значительный рост объема кредитов, предоставленных физическим лицам, наблюдавшийся во всех округах. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе, где объем кредитов, выданных физическим лицам, вырос в основном за счет кредитов, предоставленных в иностранной валюте (в 2,5 раза), в то время как в рублях данный прирост в округе на 3040% ниже, чем в других округах. Кроме того, уровень концентрации капитала на данном сегменте рынка в 2004 г. в большей части регионов незначительно снизился, а в 20 регионах был ниже, чем на рынке кредитов предприятиям и организациям (в 2003 году — в 16ти).

Объем депозитов физических лиц также увеличивался в 2004 г., но менее интенсивно — около 21% по федеральным округам, а в Северо-Западном — на 25%. При этом говорить о тенденции снижения концентрации капитала на данном сегменте рынка преждевременно: здесь уверенно сохраняет доминирующее положение Сбербанк России.

Наиболее концентрированным сегментом рынка страховых услуг остается рынок обязательного медицинского страхования (ОМС), который в подавляющей части субъектов является монопольным или близок к этому уровню. По данным проведенного ФАС России анализа, в России только в трех субъектах рынки ОМС — умеренно концентрированные: в городах Москва (CR3 — 69%) и Санкт-Петербург (CR3 — 46,7%), а также в Свердловской области (CR3 — 49,8%). При этом следует учитывать объем данного сегмента. Доля обязательного страхования, 65% которого составляет ОМС, в 47 субъектах Российской Федерации превышает половину всех страховых сборов, а темп роста страховых премий по ОМС превысил в 2004 г. добровольные виды страхования и составил 32% (в 2003м — только 24,8%).

Необходимо отметить, что данный вид страхования осуществляется в силу закона и зависит в основном от «нерыночных» факторов. В значительной мере сложившаяся на рынке ОМС ситуация является результатом большого числа нарушений антимонопольного законодательства органами власти различных уровней и органами местного самоуправления при осуществлении отбора страховых компаний, привлекаемых к операциям по обязательному медицинскому страхованию. Часто такие компании выбираются без проведения предусмотренного законодательством конкурса, а в 10 регионах функции страховщиков по ОМС переданы территориальным фондам обязательного медицинского страхования (ТФОМС), что приводит к ограничению конкуренции на данном сегменте рынка.

Территориальные органы ФАС России активно работают над созданием конкурентной среды на региональных рынка ОМС, в том числе успешно отстаивают свою позицию в судах высшей инстанции. Единственным федеральным округом, где в 2004 г. ни в одном регионе ТФОМС не осуществлял функции страховщика, является Северо-Западный федеральный округ.

Рынок добровольного страхования по-прежнему развивается медленно. Анализируя данную проблему на региональном уровне, в ряде случаев это можно объяснить низким уровнем развития экономики регионов: например, Республик Адыгея, Бурятия, Хакассия, а также Камчатской и Калужской областей. Однако данное объяснение не может быть применено к Астраханской, Ростовской, Кемеровской областям или Красноярскому краю, где имеется значительный потенциал для развития добровольного страхования. Очевидно, что в первую очередь низкие темпы развития рынка добровольного страхования в России связаны с недоверием граждан к российским страховым компаниям, уровень страховых выплат которых остается неадекватно низким.

Самый высокий уровень выплат по добровольному страхованию

из года в год отмечается на рынке страхования жизни, что связано с использованием данного вида страхования для оптимизации налогообложения. Одновременно рынок страхования жизни является наиболее концентрированным сегментом рынка добровольного страхования, в большинстве регионов сумма долей трех крупнейших компаний (CR3) на данном рынке превышает 90%. В большинстве регионов Российской Федерации лидирующее место по страхованию жизни заняли СЗАО «Национальная страховая группа» (с долей от 27,8% в Республике Марий Эл до 100% в Чукотском Автономном округе), а также страховые организации группы «Росгосстрах» (с долей от 32,4% в Кабардино-Балкарской Республике до 98,9% — в Республике Саха (Якутия).

Описанные различия в уровнях развития финансовых рынков регионов и конкуренции на них несомненно зависят от экономического развития регионов, которое в первую очередь определяется политикой, проводимой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Основы государственной конкурентной политики определены Конституцией Российской Федерации и федеральными законами , . Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления должны учитывать приоритеты конкурентной политики при осуществлении деятельности и содействовать развитию добросовестной конкуренции. Однако органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не всегда верно оценивают значение эффективности конкурентных механизмов для экономического развития региона. Нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов власти различных уровней и органов местного самоуправления остаются наиболее распространенны ми нарушениями антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг (81% от общего количества возбужденных дел). Самыми неблагоприятными федеральными округами в этом отношении являются Центральный (167 возбужденных дел) и Южный (111 возбужденных д

ел). Территориальными органами ФАС России, действующими в Северо-Западном федеральном округе в 2004 г. было возбуждено наименьшее количество подобных дел (19).

В заключение необходимо отметить, что в стране со столь обширной территорией, как Российская Федерация, региональная специфика рынка неизбежна, и задача развития конкуренции на финансовых рынках должна решаться совместными усилиями органов власти различных уровней и органов местного самоуправления при участии профессиональных объединений финансовых организаций.

Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС России

Ольга Оленькина, начальник отдела методологии антимонопольного контроля на финансовых рынках

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай