175
Оставить комментарий Распечатать

Разница между договорами ГПХ и трудовыми. Позиция суда

Размер шрифта:
Если в договоре указаны функции физического лица, и он получает ежемесячные выплаты, такие отношения можно рассматривать как трудовые. Какие еще признаки помогут отличить трудовой договор от гражданско-правового, разъяснил суд.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 01.09.2016 по делу № Ф03-3953/2016 разъяснил, как разграничить гражданско-правовой и трудовой договор для дальнейшего расчета страховых взносов.

Какие признаки позволят считать гражданско-правовой договор трудовым

Из материалов дела следует, что организация занижала базу для начисления страховых взносов в течение двух лет. По мнению руководителя предприятия, это позволено законом, поскольку в пользу одного физического лица выплаты осуществлялись в рамках гражданско-правовых, а не трудовых договоров. Сотрудники ПФР посчитали, что предприниматель намеренно скрывал факт выплаты заработной платы сотруднику, тем самым не полностью уплачивал взносы.

Вынося решение, арбитры напомнили, что в соответствие со статьей 15 Трудового кодекса РФ трудовыми отношениями признаются такие отношения, которые основаны на соглашении о личном выполнении работником за трудовых функций за определенную плату. При этом работник обязуется подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. В то же время работа по договору возмездного оказания услуг – это выполнение определенных заданий заказчика за ранее оговоренную плату. Это вытекает из нормы пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, есть ряд основных признаков, которые позволяют разграничить трудовой договор от гражданско-правового договора оказания услуг. Вот они:

  • гражданин выполняет задания личным трудом и включен в производственную деятельность предприятия;
  •  
  • физическое лицо подчиняется внутреннему трудовому распорядку;
  • работник выполняет работы определенного рода (трудовой функции), а не разовое задание;
  •  
  • работодатель предоставляет гарантии социальной защищенности.

Анализ спорного договора показал, что отношения между сторонами длились непрерывно около двух лет, а срок окончания сотрудничества в соглашении – 2020 год. Арбитры посчитали, что это первый признак наличия именно трудовых отношений. Кроме того, в договоре были прописаны должностные обязанности, а также установлена ежемесячная гарантированная сумма заработной платы. Это еще один признак, подтверждающий, что с физическим лицом заключен не гражданско-правовой, а трудовой договор.

В постановлении АС Дальневосточного округа сказано, что выплаты по договорам гражданско-правового характера, по закону, не облагаются страховыми взносами. Однако, фактически предприниматель скрывал одного из своих работников и намеренно занижал базу для расчета сумм на обязательное страхование.

Таким образом, решение сотрудников ПФР о доначислении взносов и пеней признано законным. Суд поддержал и привлечение организации к ответственности по ч.1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в полном объеме.

 

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай