84
Оставить комментарий Распечатать

Осторожно, невидимки!

Размер шрифта:
История об одном из способов уклонения от уплаты НДС, которая произошла в 1-м десятилетии XXI века.

Для начала небольшое предисловие. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ с 01.01.2015 для плательщиков НДС была введена необходимость отражения в налоговой декларации данных книги покупок, книги продаж и журнала учёта полученных и выставленных счетов-фактур. Новая система контроля была введена в действие, чтобы исключить незаконное получение компаниями налогового вычета и для борьбы с «фирмами-однодневками».

Схема следующая: чтобы покупатель мог получить вычет по НДС, необходимо, чтобы имела место реальная сделка, в рамках которой покупатель перечислил продавцу сумму НДС (она включается в стоимость товара/услуги), а продавец уплатил её в бюджет. Следовательно, если ООО «Лесопилка» продала ООО «Асфальтоукладчик» пиломатериалы на сумму 118 тыс. руб. (в том числе НДС – 18 тыс. руб.), то эта операция должна будет найти отражение у обеих организаций – соответственно, в книге продаж одного и книге покупок другого. Организации сперва взвыли от такого новшества, но постепенно к нему привыкли. Насколько данная мера смогла прикрыть канал отмывания денег через «однодневки» и «минимизировать» налоговые платежи, пока сказать трудно. Но, однозначно, при нынешнем порядке отчётности по НДС никогда не сможет произойти та история, о которой пойдёт речь ниже.

Мысленно перенесёмся на несколько лет назад в небольшой районный центр, где находился один консервный завод. Закупка сырья для производства (овощи, фрукты, ягоды и другая продукция сельского хозяйства) производилась в основном у местных жителей и ИП (фермеров) за наличный расчёт. Удобно? Разумеется. Никакого разрыва в цепочке «поставщик – покупатель». Никакой дебиторской задолженности, всё сразу и мгновенно – ты мне товар, я тебе деньги. Всё, вроде бы, хорошо, но не совсем. Завод применял общий режим налогообложения, а, следовательно, должен был платить НДС. А вот поставщики сырья плательщиками НДС не являлись – фермеры или применяли УСН, или платили ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). А физические лица в принципе НДС не платят. В результате завод постоянно уплачивал данный налог практически в полном размере (вычетов было маловато – в основном с коммунальных платежей).

Так продолжалось несколько лет. А потом местная налоговая инспекция обратила внимание на то, что суммы поступления НДС в бюджет от этого завода резко снизились. Раньше соотношение «НДС к уплате»/«НДС к начислению» составляло 70-80%, то есть доля налоговых вычетов составляла 20-30%. А потом ситуация резко изменилась, и доля налоговых вычетов стремительно приблизилась к 95%. Что сие значит? Надобно выяснить. И завод включили в план выездных налоговых проверок.

Инспектору, явившемуся выявлять причины внезапного сокращения объёма поступлений НДС, трудиться долго не пришлось. Он чуть ли не мгновенно выяснил, почему завод так резко сбросил с себя «налоговое бремя». Да, закупки сырья по-прежнему проводились преимущественно за наличный расчёт, вот только поставщиками теперь были не «физики» с фермерами, а юридические лица – всякие АО и ООО с солидными названиями типа «Сельскохозяйственная фирма «Нечерноземье», «Концерн «Овощезаготовитель» или «Производственное объединение «Агропром» (названия вымышленные, но похожие на оригинальные). Согласитесь, организации с такими наименованиями внушают доверие… Впрочем, инспектор был не лыком шит. Он сразу заподозрил, что здесь явно что-то не так. «Наверное, - подумал он, - завод договорился с этими организациями, чтобы создать «цепочку контрагентов» (налоговая схема, предназначенная для увеличения стоимости товара и уменьшения налогооблагаемой базы налогоплательщика)». И запросил данные по этим организац иям – что они из себя представляют, и в каком размере уплачивают налоги.

Думаете, что указанные фирмы были пресловутыми «однодневками»? А вот ошибаетесь – к «однодневкам» они никакого отношения не имели! Почему? Да потому что их не было вообще! В принципе… Не поняли? Объясняю. Все эти организации с «солидными» названиями существовали только на бумаге. Ещё точнее – только в виде заголовков на накладных и счетах-фактурах. Соответственно, вымышленными были и фамилии ответственных лиц таких организаций, и, разумеется, их подписи, и реквизиты, и адреса, и счета в банках, и ИНН – всё одна сплошная «липа». Круто?

Сами ли руководители предприятия додумались до такого или им кто-то со стороны посоветовал «оптимизировать» таким образом налогообложение, но факт есть факт. Организация, как и раньше, закупала сырьё у физических лиц, но оформляла эти операции у себя в учёте как покупку у юридических лиц. Расходы на реализацию «схемы» были небольшими – только на изготовление круглых печатей и штампов (тогда их наличие на первичных документах было ещё строго обязательным). Плюс небольшая премия «за креатив» главному бухгалтеру, выдумывавшему реквизиты «поставщиков». Зато выгода…

В итоге аферистам с консервного завода пришлось ответить перед законом за свои действия. Но, между прочим, они могли бы и не попасться. Каким образом? Например, если б «схема» с липовыми организациями была бы внедрена сразу, а не спустя какое-то время. И при этом чтобы налоговые вычеты по НДС были не слишком уж огромными и привлекающими к себе внимание.

Как видим, «мёртвыми душами» и «невидимками» могут быть не только физические лица, но и юридические. И при грамотной работе с ними можно получить хорошую выгоду. По крайней мере, раньше было можно.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай